Главная >> Биографии лауреатов >> Альберт Швейцер (Albert Schweitzer)




Альберт Швейцер (Albert Schweitzer)

Лауреаты - Биографии лауреатов

альберт швейцер (albert schweitzer)

В качестве доказательства приверженности христианства идее если не равноправия, то, по меньшей мере, единства и солидарности человека и природы, приводятся достаточно многочисленные имена святых, богословов и ученых-христиан, ставших подлинными подвижниками экологической мысли и действия. Из них всякий образованный человек должен знать по крайней мере двух: одного - представляющего уже канонизированное прошлое религии; другого - почти нашего современника, внесшего огромный вклад в общечеловеческую культуру. Это Франциск Ассизский (1181-1226) и Альберт Швейцер (1875 - 1965).

Выдающийся немецко-французский мыслитель, врач, музыковед и протестантский теолог, сформулировавший знаменитую философскую доктрину благоговения перед жизнью , он так определил ее глубокую духовную связь с учением своего католического предшественника: Для святого Франциска этот моральный принцип - источник вдохновения. Для меня же он - требование разума .

Сама жизнь Швейцера напоминает средневековое подвижничество и миссионерство: родившись в бедной религиозной семье в Эльзасе и обладая выдающимися способностями, он делал успешную научную карьеру, но внезапно в его душе произошел глубокий внутренний переворот, и в 1913 г. вместе с женой, сестрой милосердия, он поселился в далекой африканской стране Габоне (в то время немецкой колонии), где на собственные средства основал больницу для туземцев. Их лечение и просвещение, а также охрана окружающей среды стали с тех пор главным делом его жизни, целиком отданной активному милосердию и гуманизму. За полувековую самоотверженную деятельность по упрочению взаимопонимания между народами и многочисленные антивоенные выступления А. Швейцеру в 1952 г. была присуждена Нобелевская премия мира.

Подобно Франциску Ассизскому, провозглашавшему равенство перед Богом всех тварей, Швейцер считал, что любая жизнь, даже та, что, с человеческой точки зрения, находится на очень низком уровне, священна. И законы нравственности он выводил не только из взаимоотношений людей, но и из их взаимоотношений с другими живыми существами и шире - с Природой. Впрочем, для изложения сути своей философии благоговения перед жизнью лучше всего предоставить слово самому великому гуманисту: Как только человек стал мыслящим, он почувствовал потребность относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь. В своей жизни он как бы переживает чужую жизнь. Сохранять жизнь, двигать ее вперед, довести развивающуюся жизнь до высшей ступени - значит для него делать добро; уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь - значит для него делать зло. Это необходимый, абсолютный, основной принцип морали. Главной ошибкой всех до сих пор видов этики было мнение, что заниматься нужно отношением человека к человеку. В действительности же речь идет о том, как человек относится к миру и ко всему живому, что его окружает. Он станет этичным лишь тогда, когда жизнь как таковая, жизнь растений и животных будет для него так же священна, как жизнь человека, и когда он посвятит себя жизни, находящейся в бедствии '. В этом программном высказывании Швейцер опирался, в частности, на мысли любимого и почитаемого им Л.И. Толстого, который говорил: Не убий относится не к человеку только, но и ко всему живому. Заповедь эта была записана в сердце человека прежде, чем она была записана на скрижалях .

Чувство ответственности перед всем живым, естественно, приводило А. Швейцера к мучительным размышлениям о смысле и судьбах человеческой культуры, точнее, ее определенного этапа - современной цивилизации. Как культуролог, он является автором многих фундаментальных работ: Распад и возрождение культуры (1923), Культура и этика (1923), Христианство и мировые религии (1962) и др.

В конце жизни он даже задумал написать книгу на такую крамольную тему, как культурное государство , однако не нашел в современном ему мире ни одной страны, которая могла бы стать материальным аналогом его представлений о подобном, пока несбыточном феномене. Взгляды Швейцера на современную культуру, порожденную индустриальным обществом, были в целом достаточно пессимистичными, хотя и не лишенными надежды на будущее. Он считал, что в культурном отношении человечество и его социальные структуры приближаются к катастрофе, после которой, однако, возможен новый Ренессанс, гораздо более величественный, чем тот, который уже был .

Вот как Швейцер описывает современное состояние западной культуры: Но сейчас уже для всех очевидно, что самоуничтожение культуры идет полным ходом. Даже то, что еще уцелело от нее, ненадежно. Оно еще производит впечатление чего-то прочного, так как не испытало разрушительного давления извне, жертвой которого уже пало все другое. Но его основание так же непрочно, следующий оползень может увлечь его с собой в пропасть... Способность современного человека понимать значение культуры и действовать в ее интересах подорвана, так как условия, в которые он поставлен, умаляют его достоинство и травмируют его психически '.

В чем же состоит, по Швейцеру, эта психическая травма , этот кризис современной культуры? Подчеркивая, что ее основой является не материальная, а духовная жизнь, он считает, что во всем виновато чрезмерное давление коллективов на отдельного индивида, в результате чего ему не удается развивать свои духовные и нравственные задатки (вспомним массовую культуру ), что в современном мире место правды заняла пропаганда, что историю люди превратили в культ лжи, а сочетание учености и предвзятости стало обычным делом; что свобода мышления изъята из употребления, ибо миллионы оболваненных существ отказываются мыслить; что, теряя индивидуальность, мы даже не сознаем своей духовной нищеты и фактически живем в неком новом средневековье.

Если вернуться к философским истокам культурологии и таким ее фигурам, как Кант и Гегель, то симпатии Швейцера находятся целиком на стороне первого с его моральным категорическим императивом . Движущей пружиной культуры он, как и Кант, считал нравственность, а не гегелевский мировой разум или абсолютное знание . При этом он приводил такое образное сравнение: Гегель как бы стоит на капитанском мостике океанского парохода и объясняет пассажирам тайны машин судна, приводимого в движение этими машинами, и тайны вычисления курса. Но он совершенно упускает из виду тот момент, что необходимо постоянно поддерживать огонь в топках (т.е. огонь этики). Поэтому скорость движения судна постепенно падает. Оно теряет управляемость и становится игрушкой штормовой стихии .

Завершая краткую характеристику культурологических идей А. Швейцера, следует подчеркнуть, что, помимо Франциска Ассизского, своими предшественниками он считал китайских и индийских мыслителей и, в частности, в 1936 г. написал о восточной философии книгу Индийская мысль и ее развитие , внеся таким образом существенный вклад в обоюдное взаимообогащение западной и восточной культур.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости премий мира:

Михаил Горбачев удостоен специальной награды MTV

News image

В рамках ежегодной церемонии MTV European Music Awards, которая прошла в Берлине, специальная награда Free Your Mind была вручена первому президенту...

В Осло прошла церемония награждения Нобелевской премией мира

News image

Церемония награждения китайского правозащитника Лю Сяобо Нобелевской премией мира за 2010 год началась в Осло в 15:00 по московскому времени Согл...

Ахтисаари достоин Нобелевской премии мира, считает премьер Н

News image

Экс-президент Финляндии Марти Ахтисаари, которому в пятницу присуждена Нобелевская премия мира за миротворческую деятельность, достоин этой награды,...

Юмористические премии мира:

Марк Абрахамс

News image

Математик-прикладник гарвардской выучки и прирожденный юморист Марк Абрахамс писал короткие истории в жанре научной юмористики и страстно жаждал печ...

Премия Стеллы

News image

Премия Стеллы (англ. The TRUE Stella Awards) — премия, ежегодно присуждающаяся за самое нелепое судебное решение в США. Названа она в честь Стелл...

Процедура вручения Шнобелевской премии

News image

Шнобелевкие премии присуждают каждый год в десяти номинациях (номинации не фиксированы, постоянно возникают новые). В качестве жюри выступает Совет ...

Муз премии:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

News image

Первый Международный конкурс музыкантов имени П.И. Чайковского состоялся 18 марта 1958 года, но «п...

Международный конкурс Чайковского

News image

Хочу, чтобы меня знали хорошо в Москве. Тогда меня узнают всюду. Артур Морейра-Лима, бразильски...

В Лондоне вручили музыкальные награды Brit Awards

News image

Альбом Sigh No More группы Mumford And Sons выиграл главную награду Brit Awards В Лондоне в оче...

Кинопремии:

Канны-2007: юбилейный фестиваль

News image

В прошлом году Каннский кинофестиваль отметил свой шестидесятый юбилей. В город съехались звезды Г...

720 000 000$ на рекламу Оскара

News image

За последнее десятилетие различные компании потратили на рекламу своих продуктов и услуг во время ...

Лит-премии:

Премия Ренодо

News image

Премия Ренодо (или премия Теофраста Ренодо) — французская литературная премия, созданная в 1926 го...

О женщинах бедных замолвите слово

News image

Гонкуровская премия, самая престижная награда за книгу на французском языке, в этом году присужден...

принцип действия экономителя энергии

Авторизация



Известные премии и их лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image

Нобелевские лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image