Главная >> Биографии лауреатов >> Альберт Швейцер




Альберт Швейцер

Лауреаты - Биографии лауреатов

альберт швейцер

Альберт Швейцер (нем. Albert Schweitzer; 14 января 1875, Кайзерсберг, Верхний Эльзас — 4 сентября 1965, Ламбарене) — немецкий теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).

Биография

Швейцер родился в Кэйзерсберге (Верхний Эльзас, принадлежавший в те годы Германии; ныне — территория Франции), в семье бедного протестантского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. В 1884—1885 гг. Альберт учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене (1885—1893).

В октябре 1893 года Швейцер поступает в Страсбургский университет, где изучает одновременно теологию, философию и теорию музыки.

В 1894—1895 годах — солдат в германской армии, при этом продолжает посещать лекции по философии. Осенью 1898 — весной 1899 гг. Альберт Швейцер живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте, берет уроки органа и фортепьяно, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года защищает в Страсбурге диссертацию и получает степень доктора философии, а в 1900 г. ещё и звание лиценциата теологии. В 1901 году выходят первые книги Швейцера по богословию — «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса», весной 1902 г. он начинает преподавать на богословском факультете Страсбургского университета. В 1903 году на одной из своих проповедей знакомится со своей будущей женой Еленой Бреслау.

В 1905 году Швейцер принимает решение посвятить остаток жизни медицине и становится студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году выходит его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые едет на гастроли в Испанию. В 1908 году выходит его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Он принимает активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества. В 1911 году сдает экзамены на медицинском факультете и выпускает в свет книгу о мистицизме апостола Павла. В 1912 году женится на Елене Бреслау. В 1913 году заканчивает диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получает степень доктора медицины.

26 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестер, отправляется в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее — Республика Габон) на собственные скромные средства он основывает больницу. В годы Первой мировой войны его вместе с женой как немецких подданных отправляют во французские лагеря. В 1918 — освобожден по обмену на французских военнопленных. 14 января 1919 года в день своего рождения 44-летний Швейцер становится отцом — Елена родила ему дочь Рену. В 1919—1921 годы работает в городской больнице в Страсбурге, выступает с органными концертами в крупнейших городах Европы. В 1920—1924 годах он читает лекции в Швеции и других европейских странах, становится почетным доктором Цюрихского университета. Гастроли и лекции позволили доктору Швейцеру рассчитаться с военными долгами и собрать некоторые средства на восстановление больницы в Ламбарене. А в 1923 году выходит его главное философское сочинение «Философия культуры» в 2-х томах.

В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 новая больница была построена и в июле Швейцер вернулся в Европу, вновь занявшись концертной деятельностью и чтением лекций.

В 1928 Альберту Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене. В 1933—1939 годах он работает в Африке и периодически посещает Европу для чтения лекций, органных концертов, издательства своих книг. В это время несколько европейских университетов присуждают ему почетные докторские степени. После начала Второй мировой войны Швейцер остался в Ламбарене и только в 1948 смог вернуться в Европу. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, а на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау — жена и соратница Альберта Швейцера.

После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний. Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены. Больница, основанная доктором Швейцером, существует до сих пор, и по-прежнему принимает и исцеляет всех нуждающихся в помощи.

Швейцер-музыкант

На рубеже XIX—XX веков Швейцер был известен как органист и музыковед. Ещё в годы учения в Париже он удивлял своего учителя Шарля Мари Видора размышлениями о хоральных прелюдиях Баха с точки зрения особенностей отражения в них тех библейских сюжетов, к которым соответствующий хорал отсылает, — для музыковедения того времени этот подход был совершенно нехарактерен. Вообще Швейцер более всего интересовался баховским наследием и отражением в нём баховской религиозности. Выработанный Швейцером стиль исполнения баховских органных пьес, основанный на простоте и аскетизме, был обобщён им в книге «Иоганн Себастьян Бах» (1904, расширенное издание 1908); кроме того, вместе с Видором он подготовил новое издание полного собрания органных произведений Баха. В 1906 г. Швейцер писал о современном состоянии органного исполнительства в Европе, предвосхищая последовавший поворот от романтической интерпретации инструмента к его барочным корням.

Швейцер-философ

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи — какой бы скромной ни была его деятельность». И вообще Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать — это его образ жизни.

Цитаты

«Цель человеческой жизни — служение, проявление сострадания и готовность помогать людям».

«Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни, и тем основательнее узнаем, что вся жизнь — это великая тайна и что мы тесно связаны со всеми явлениями жизни в природе».

«Личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный».

«Судьба всякой истины — сначала быть осмеянной, а потом уже признанной».

«У правды нет урочного часа. Ее время всякий раз наступает тогда и только тогда, когда она оказывается самой несвоевременной.»

«Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой».

«Любовь нельзя ограничить системой правил и предписаний: приказы любви абсолютны».

«Мои знания пессимистичны, но моя вера оптимистична».

«Знать друг друга — не значит знать друг о друге все; это значит относиться друг к другу с симпатией и доверием, верить друг другу. Человек не должен вторгаться в чужую личность.»

«Этика — это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему».

«Цивилизация — это такая прекрасная идея, что кто-то должен начать ее осуществление».

«Ошибается тот, кто считает себя христианином лишь потому, что ходит в церковь».

«Нет более высокой религии, чем служение человечеству. Величайшее кредо — труд ради общего блага.»

«Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».

«Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами».

«То, что обычно считается оптимизмом, — не более как естественная или приобретенная способность видеть вещи в розовом свете».

«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.»

«Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом — уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики.»

Сочинения

* «Философия религии Канта» (1899; диссертация),

* «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),

* «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),

* «Вопрос об историчности Иисуса» (1906),

* «И. С. Бах — музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание — J.S.Bach, musicien - poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание — Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),

* «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание — Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание — Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),

* «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),

* «Этика сострадания». Проповеди 15 и 16. (1919)

* «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),

* «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),

* «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),

* «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),

* «Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),

* «Письма из Ламбарене» (1925—1927),

* «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),

* «Отношение белых к цветным расам» (1928),

* «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),

* «Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),

* «Религия в современной культуре» (1934),

* «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),

* «О положении нашей культуры» (1947),

* «Гёте. Четыре речи» (1950),

* «Философия и движение в защиту животных» (1950),

* «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),

* «Проблема мира в современном мире». Нобелевская речь. (1954),

* «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954—1955),

* «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),

* «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),

* «Воспитатель человечества Толстой» (1960),

* «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости премий мира:

Генсек ООН, поздравляя Ахтисаари с наградой, не упомянул Кос

News image

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, приветствуя присуждение Нобелевской премии мира Марти Ахтисаари, не стал упоминать в своем заявлении его заслу...

В честь Альберта Гора назвали вуз

News image

Именем американского политика и общественного деятеля Альберта Гора назвали учебное заведение в штате Калифорния, сообщает The Los Angeel Times. Как...

Комментарий: Нобелевская премия мира Лю Сяобо - шанс для дем

News image

Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Нобелевский лауреат Лю Сяобо сидит в тюрьме. КНР бойкотирует церемонию в Осло. Эта паническая...

Юмористические премии мира:

Пародийная Шнобелевская премия

News image

Шнобелевская премия – международная премия, являющаяся пародией на престижную мировую научную награду – Нобелевскую премию. Название премии предс...

Шнобелевская премия - Антинобелевские премии

News image

Шно белевские премии, Игнобелевские премии, Антинобелевские премии (англ. Ig Nobel Prize) — пародия на престижную международную награду — Нобелевску...

Принципы номинирования на Шнобелевскую премию

News image

ОФИЦИАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ НАГРАЖДЕНИЯ - Шнобелевская премия выдается за «достижения, которые невозможно или не нужно воспроизводить». НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ КР...

Муз премии:

Конкурс Чайковского. Предпосылки и причины возникновения

News image

Главное музыкальное событие советской оттепели — Первый Международный конкурс пианистов и скрипаче...

Майкл Джексон получит Grammy посмертно

News image

Король поп-музыки Майкл Джексон посмертно представлен к одной из самых престижных в мире наград Gr...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

News image

Первый Международный конкурс музыкантов имени П.И. Чайковского состоялся 18 марта 1958 года, но «п...

Кинопремии:

На Оскара претендуют сотни фильмов

News image

На премию Оскар 2005 года в категории лучшая картина будут претендовать 267 фильмов. Однако...

ОСКАР — ПРЕМИЯ АМЕРИКАНСКОЙ КИНОАКАДЕМИИ

News image

На заре развития кинематографа Голливуд был всего лишь небольшим городком, расположенным неподалек...

Лит-премии:

Пулицеровская премия

News image

Пулитцеровская премия является американской премией, считаемой самой высокой национальной честью в...

Анне Политковской присуждена литературная премия

News image

Журналистке Анне Политковской посмертно присуждена литературная премия имени Ханса и Софи Шоль за ...

Авторизация



Известные премии и их лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image

Нобелевские лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image