Главная >> Музыкальные премии >> Конкурс Чайковского. Предпосылки и причины возникновения



Конкурс Чайковского. Предпосылки и причины возникновения

Премии мира - Музыкальные премии

конкурс чайковского. предпосылки и причины возникновения

Главное музыкальное событие советской оттепели — Первый Международный конкурс пианистов и скрипачей им. П. И. Чайковского был проведен в СССР в марте-апреле 1958 года. Москва принимала гостей музыкального состязания с добрым выражением  подрумяненного заморозками лица. Состязательная честность, судейская объективность плюс кремлевское гостеприимство, - таким Первый конкурс навсегда остался в памяти участников и слушателей.

Необъятная любовь советского народа к американскому пианисту Вану Клиберну уже в дни конкурса превратилась в легенду. - 23-летнего техассца Клиберна не затмил даже Леопольд Стоковский, первым из американских дирижеров выступавший в СССР, причем, сразу по окончании Первого конкурса Чайковского. Вскоре после главного дирижера Америки в Москве побывал и знаменитый Юджин Орманди с Филадейльфийским оркестром.

Музыкальная дружба с США, как и с остальным миром, диктовалась насущной политической необходимостью. После маштабных ядерных испытний, в которых приняли участие 40 тыс. служащих советской армии, а так же на фоне международного скандала, связанного с зарубежными публикациями романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», стране было необходимо осуществить значимый культурный жест. Идея музыкального конкурса возникла не из воздуха. - Связь между травлей Пастернака, начавшейся не позднее 31 августа 1956 года, и Первым Конкурсом Чайковского, проведенным неполными двумя годами позже, устанавливается напрямую. благодаря поднятой романом «Доктор Живаго» теме одаренности.

Из Справки Отдела культуры ЦК КПСС (1956) о романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»:

Роман Б. Пастернака – враждебное выступление против идеологии марксизма и практики революционной борьбы, злобный пасквиль на деятелей и участников революции..

(….)

Уже с первых страниц романа дядя Живаго расстриженный поп и философ (...) высказывает мысли, которые западают в душу десятилетнего мальчика. «Всякая стадность, – говорит он, – прибежище неодаренности, все равно верность ли это Соловьеву или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки.»

(…)

В дальнейшем подобная «критика» марксизма с позиций воинствующего индивидуализма ведется уже от лица самого Живаго.

Уязвленные крахом сталинской власти и дразнимые комизмом власти хрущевской, партийцы вышли на тропу войны с отдельно взятым романом и его создателем, пытаясь найти обидным мыслям Пастернака убедительную альтернативу. Задевая за живое лично автора «Живаго», который в молодости, как известно, всерьез выбирал между музыкой и литературой, пианизмом и поэзией, сотрудники Отдела культуры ЦК КПСС сформулировали стратегию Международного конкурса исполнителей. Это должен был быть Конкурс (пока только скрипачей и пианистов), который всему миру доказал бы каким эдемом для одаренной молодежи является Страна Советов.

Замысел удался, о чем свидетельствуют высказывания молодых музыкантов, которые «Литературная газета» напечатала в день открытия Конкурса, 18 марта 1958 г.:

- Никогда не думал, что нас, молодых музыкантов, гостей Москвы поместят в один из лучших отелей (конкурсантов поселили в гостиницу «Пекин»), окружат таким вниманием и трогательной заботой. ( Дэсмонд Брэдли, скрипач, Австралия):

- Я вырос в бедной семье и поздно начал заниматься музыкой. Мне всего 20 лет и если б вы знали, как мне хочется учиться в Москве, в консерватории, у советских педагогов, лучших в мире! (Исо Хидэо, скрипач, Япония);

- Я в Москве, как дома... В 1951 году я был здесь проездом на Берлинский фестиваль, в следующем году и еще много раз — с гастролями Ансамбля песни и пляски Китайской народной армии, в котором я работаю. (Ян Бин-сун, скрипач, Китай);

- Москвичи — самый добрый и гостреприимный народ в мире (Ли Кэ-хан, скрипач, Китай);

- Я снова в Москве. Мне кажется, что московские улицы, хотя сейчас они и покрыты весенней слякотью, хранят в себе жар фестивальных шествий, еще не остыли от того пылающего моря дружбы и любви, которое бурлило здесь прошлым летом. (Георгий Бадев, скрипач, Болгария).

Состав участников музыкального состязания формировался, благодаря деятельности многих, в том числе и дипломатических, служб. Формуляр претендентов предполагал вундеркиндское детство, победу или участие в других международных конкурсах. В период подготовки Конкурса, рассказывая о его потенциальных участниках, на страницах прессы добавляли, что это – «конкурс лауреатов».Состав молодых исполнителей был действительно впечатляющим.

Большинство конкурсантов реально успели стать лауреатами международных конкурсов; часть вела активную концертную деятельность. Среди будущих участников Первого конкурса им. Чайковского были потомственные музыканты: пианисты - Торун София Трюгвасон (Исландия), Данута Двораковска-Рогульска (Польша), Юлиан Гутман (СССР), Норман Шетлер (США), Инна Малинина (СССР); скрипачи - Дэсмонд Брэдли (Австралия),  Ли Кэ-хан (Китай), Виктор Пикайзен (СССР), Валерий Климов (СССР). Были повзрослевшие чудо-дети: португалец Серджио Соарес Сид свой первый публичный концерт дал в 12-летнем возрасте, Виктор Пикайзен – в 9-летнем, а Дэсмонд Бредли, с двух лет обучавшийся скрипке, играл первый «сольник» в 7 лет. Были и сложившиеся музыканты. - В послужном списке  26-летнего пианиста Жерома Ловенталя (США) к 1958 году, кроме двух премий, завоеванных на конкурсах в Дармштадте (1957) и в Больцано (Конкурс Бузони, 1957), значились выступления с Филадельфийским симфоническим оркестром, оркестром Миннеаполиса и др. коллективами. А его соотечественник, пианист Даниэль Поллак дважды побеждал в международных конкурсах на лучшую грамзапись.

Чтобы собрать такой состав, Оргкомитет Конкурса в течение осени 1957 г. рассылал информацию о Международном Конкурсе Чайковского во все общества культурной связи с СССР, а так же в зарубежные консерватории, концертные организации и отдельным музыкантам. В рассылке содержались даже ноты предусмотренных программой произведений Чайковского.

В декабре 1957 г. передовица еженедельного журнала «Музыкальная жизнь» рапортовала: «о своем желании принять участние в конкурсе уже сообщили Оргкомитету пианисты и скрипачи из Китая, Польши, Чехословакии, Венгрии, Франции, США, Исландии, Бельгии. Египта, Ирана,ФРГ, Бразиллии, Аргентины, Португалии». А в последнем – четвертом - январском выпуске 1958 г. журнал подытоживал: « Кроме советских исполнителей в конкурсе примут участие 62 зарубежных музыканта из 22 стран мира.. 41 пианист и 21 скрипач в возрасте от 18 до 30 лет.»

Имена советских участников, как и их число, стали известны 25 февраля 1958 г., когда газета «Советская культура» опубликовала результаты состоявшихся  в январе Всесоюзных отборочных прослушиваний. Из комментариев возглавлявших отборочные жюри Павла Серебрякова и Давида Ойстраха следовало, что от СССР на Конкурс допущены по 9 пианистов и скрипачей. Таким образом, общее число участников было доведено до круглой цифры – «80», с округлившимся соотвественно - до «50» у пианистов и до «30» у скрипачей – количеством конкурсантов в каждой номинации.

Параллельно шла пропаганда творчества П. И. Чайковского. Государственное музыкальное издательство подготовилось к выпуску ряда брошюр и книг, посвященных творчеству П. И. Чайковского. Среди них - «П. И. Чайковский» (автор Б. Ярустовский), «Творчество П. И. Чайковского в высказываниях композитора и отзывах современников» (автор — Г. Домбаев), «Творчество П. И. Чайковского» (автор — Н. Бачинская). На самом деле корпус литературы о Чайковском оказался еще более внушительным. Кроме упомянутых изданий в 1958 г. были выпущены еще три исследования: «Балеты Чайковского» Д. Житомирского, «Фортепианная музыка Чайковского» А. Николаева, «Скрипичные и виолончельные произведения Чайковского» Л. Раабена.

Апрелевский завод грампластинок взялся за выпуск 55 тыс. долгоиграющих пластинок с записями 40 произведений «великого русского композитора». В планы московской студии научно-популярных фильмов встал документальный фильм о Конкурсе. А режиссер студии Я. Миримов приступил к работе над полнометражным кинофильмом «Чайковский» по сценарию Б. Ярустовского и Л. Белокурова.

Результат предпринятых усилий уже в предконкурсном году отозвался за пределами СССР.  Вот что писал в декабре 1957 г. один из номеров журнала «Музыкальная жизнь».

«Из Японии собщают, что всвязи с предстоящим конкурсом там был провенден месячник, посвященнный жизни и творчеству Чайковского. Создается Общество Чайковского, которое ставит задачу популяризировать в Японии русскую классическую и советскую музыку и содействовать установлению культукрных связей с музыкальными организациями СССР»;

«... Председатель американо-русского института Южной Калифорнии Майкл А. Уолден в письме к председателю Оргкомитета Д. Шостаковичу, сообшает, что этот институт широко пропагандирует в печати и среди молодых пианистов и скрипачей предстоящий конкурс в Москве. Уолден выражает надежду, что конкурс имени Чайковского и участие в нем американских музыкантов укрепят культурнеые связи и дружественное взаимопонимание сежду двумя народами»;

«Министр искусств Польской народной республики К. Курылюк указывает в своем письме, что в конкурсе примет участе группа молодых польских пианистов и скрипачей. Министр отмечает, что это будет способствовать дальнейшему укреплению искренней дружбы между советским и польским народами».

За четыре месяца до начала Первого конкурса Чайковского и за месяц до Всесоюзного отборочного тура центральные газеты, повторяя одна другую, печатали: «Многие зарубежные музыканты в своих письмах в Оргкомитет просят предоставить им возможность выступить на конкурсе. Их письма полны искреннего уважения к нашей стране, где искусство стало достоянием народа,  а деятелям искусства обеспечены неограниченные условия творческого роста».  Пастернаковски-неприглядному образу СССР был найден противовес, образно сформулированный француженкой Маргарит Лонг: «музыкальная весна мира». Еще до того, как она произнесла это словосочетание в телефонном разговоре с безымянным корреспондентом газеты «Советская культура» (30 марта 1958 г.),  в СССР вышли две почтовые марки достоинством в 40 коп. и в 1 руб. Первая — с изображением розового скрипача на фоне открытого рояля. Вторая — с портретом П. И. Чайковского.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости премий мира:

Китайским властям следует освободить активиста Лю Сяобо - AM

News image

Как заявила сегодня Amnesty International, власти Китая должны немедленно освободить активиста-правозащитника, безуспешно пытавшегося обжаловать в с...

Американский аэропорт получил имя Джимми Картера

News image

11 октября 2009 года в 30 километрах от города Плейнс (штат Джорджия), где в 1924 году родился Джимми Картер, появился аэропорт имени 39-го президен...

Нобелевку ожидает бойкот

News image

Китай и еще 18 стран мира заявили сегодня, что их представители не будут присутствовать в пятницу, 10 декабря, на церемонии вручения Нобелевской пре...

Юмористические премии мира:

Шнобелевская премия – самые идиотские изобретения

News image

В университете Гарварда состоялась церемония награждения т.н. Шнобелевской премии – IG Nobel. Ее вручают за самые глупые изобретения и исследовани...

Шнобелевская премия — 2010

News image

Лауреаты Иг-Нобелевской , или как её называют в России – Шнобелевской премии, были наконец оглашены во время традиционной церемонии в Гарвардском ун...

Процедура вручения Шнобелевской премии

News image

Шнобелевкие премии присуждают каждый год в десяти номинациях (номинации не фиксированы, постоянно возникают новые). В качестве жюри выступает Совет ...

Муз премии:

Награда для Джули Эндрюс

News image

Премию Грэмми за пожизненные достижения в музыке получит в этом году знаменитая актриса и певица Д...

Призовой фонд XIV Международного конкурса имени П.И.Чайковского

News image

По результатам конкурса будут вручены 5 премий пианистам, 5 премий скрипачам, 5 премий виолончелис...

В Лондоне вручили музыкальные награды Brit Awards

News image

Альбом Sigh No More группы Mumford And Sons выиграл главную награду Brit Awards В Лондоне в очере...

Кинопремии:

Оскар

News image

Первая премия «Оскар» прошла в 1929 году. Тогда она называлась Премия Академии кинематографических...

Дядюшка саспенса: история Оскаров

News image

Проходящая в Лос-Анджелесе церемония награждения Оскарами традиционно считается главным событием...

Лит-премии:

Вторая жизнь главного советника

News image

Как сообщает ВВС, Букеровская премия за 2009 год присуждена британской писательнице Хилари Мэнтл (...

Дублинская литературная премия

News image

Ду блинская литерату рная пре мия (англ. International IMPAC Dublin Literary Award) — одна из наиб...

Авторизация



Известные премии и их лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image

Нобелевские лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image