Главная >> Музыкальные премии >> Конкурс Чайковского. Предпосылки и причины возникновения
Конкурс Чайковского. Предпосылки и причины возникновения
Главное музыкальное событие советской оттепели — Первый Международный конкурс пианистов и скрипачей им. П. И. Чайковского был проведен в СССР в марте-апреле 1958 года. Москва принимала гостей музыкального состязания с добрым выражением подрумяненного заморозками лица. Состязательная честность, судейская объективность плюс кремлевское гостеприимство, - таким Первый конкурс навсегда остался в памяти участников и слушателей.
Необъятная любовь советского народа к американскому пианисту Вану Клиберну уже в дни конкурса превратилась в легенду. - 23-летнего техассца Клиберна не затмил даже Леопольд Стоковский, первым из американских дирижеров выступавший в СССР, причем, сразу по окончании Первого конкурса Чайковского. Вскоре после главного дирижера Америки в Москве побывал и знаменитый Юджин Орманди с Филадейльфийским оркестром.
Музыкальная дружба с США, как и с остальным миром, диктовалась насущной политической необходимостью. После маштабных ядерных испытний, в которых приняли участие 40 тыс. служащих советской армии, а так же на фоне международного скандала, связанного с зарубежными публикациями романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», стране было необходимо осуществить значимый культурный жест. Идея музыкального конкурса возникла не из воздуха. - Связь между травлей Пастернака, начавшейся не позднее 31 августа 1956 года, и Первым Конкурсом Чайковского, проведенным неполными двумя годами позже, устанавливается напрямую. благодаря поднятой романом «Доктор Живаго» теме одаренности.
Из Справки Отдела культуры ЦК КПСС (1956) о романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»:
Роман Б. Пастернака – враждебное выступление против идеологии марксизма и практики революционной борьбы, злобный пасквиль на деятелей и участников революции..
(….)
Уже с первых страниц романа дядя Живаго расстриженный поп и философ (...) высказывает мысли, которые западают в душу десятилетнего мальчика. «Всякая стадность, – говорит он, – прибежище неодаренности, все равно верность ли это Соловьеву или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки.»
(…)
В дальнейшем подобная «критика» марксизма с позиций воинствующего индивидуализма ведется уже от лица самого Живаго.
Уязвленные крахом сталинской власти и дразнимые комизмом власти хрущевской, партийцы вышли на тропу войны с отдельно взятым романом и его создателем, пытаясь найти обидным мыслям Пастернака убедительную альтернативу. Задевая за живое лично автора «Живаго», который в молодости, как известно, всерьез выбирал между музыкой и литературой, пианизмом и поэзией, сотрудники Отдела культуры ЦК КПСС сформулировали стратегию Международного конкурса исполнителей. Это должен был быть Конкурс (пока только скрипачей и пианистов), который всему миру доказал бы каким эдемом для одаренной молодежи является Страна Советов.
Замысел удался, о чем свидетельствуют высказывания молодых музыкантов, которые «Литературная газета» напечатала в день открытия Конкурса, 18 марта 1958 г.:
- Никогда не думал, что нас, молодых музыкантов, гостей Москвы поместят в один из лучших отелей (конкурсантов поселили в гостиницу «Пекин»), окружат таким вниманием и трогательной заботой. ( Дэсмонд Брэдли, скрипач, Австралия):
- Я вырос в бедной семье и поздно начал заниматься музыкой. Мне всего 20 лет и если б вы знали, как мне хочется учиться в Москве, в консерватории, у советских педагогов, лучших в мире! (Исо Хидэо, скрипач, Япония);
- Я в Москве, как дома... В 1951 году я был здесь проездом на Берлинский фестиваль, в следующем году и еще много раз — с гастролями Ансамбля песни и пляски Китайской народной армии, в котором я работаю. (Ян Бин-сун, скрипач, Китай);
- Москвичи — самый добрый и гостреприимный народ в мире (Ли Кэ-хан, скрипач, Китай);
- Я снова в Москве. Мне кажется, что московские улицы, хотя сейчас они и покрыты весенней слякотью, хранят в себе жар фестивальных шествий, еще не остыли от того пылающего моря дружбы и любви, которое бурлило здесь прошлым летом. (Георгий Бадев, скрипач, Болгария).
Состав участников музыкального состязания формировался, благодаря деятельности многих, в том числе и дипломатических, служб. Формуляр претендентов предполагал вундеркиндское детство, победу или участие в других международных конкурсах. В период подготовки Конкурса, рассказывая о его потенциальных участниках, на страницах прессы добавляли, что это – «конкурс лауреатов».Состав молодых исполнителей был действительно впечатляющим.
Большинство конкурсантов реально успели стать лауреатами международных конкурсов; часть вела активную концертную деятельность. Среди будущих участников Первого конкурса им. Чайковского были потомственные музыканты: пианисты - Торун София Трюгвасон (Исландия), Данута Двораковска-Рогульска (Польша), Юлиан Гутман (СССР), Норман Шетлер (США), Инна Малинина (СССР); скрипачи - Дэсмонд Брэдли (Австралия), Ли Кэ-хан (Китай), Виктор Пикайзен (СССР), Валерий Климов (СССР). Были повзрослевшие чудо-дети: португалец Серджио Соарес Сид свой первый публичный концерт дал в 12-летнем возрасте, Виктор Пикайзен – в 9-летнем, а Дэсмонд Бредли, с двух лет обучавшийся скрипке, играл первый «сольник» в 7 лет. Были и сложившиеся музыканты. - В послужном списке 26-летнего пианиста Жерома Ловенталя (США) к 1958 году, кроме двух премий, завоеванных на конкурсах в Дармштадте (1957) и в Больцано (Конкурс Бузони, 1957), значились выступления с Филадельфийским симфоническим оркестром, оркестром Миннеаполиса и др. коллективами. А его соотечественник, пианист Даниэль Поллак дважды побеждал в международных конкурсах на лучшую грамзапись.
Чтобы собрать такой состав, Оргкомитет Конкурса в течение осени 1957 г. рассылал информацию о Международном Конкурсе Чайковского во все общества культурной связи с СССР, а так же в зарубежные консерватории, концертные организации и отдельным музыкантам. В рассылке содержались даже ноты предусмотренных программой произведений Чайковского.
В декабре 1957 г. передовица еженедельного журнала «Музыкальная жизнь» рапортовала: «о своем желании принять участние в конкурсе уже сообщили Оргкомитету пианисты и скрипачи из Китая, Польши, Чехословакии, Венгрии, Франции, США, Исландии, Бельгии. Египта, Ирана,ФРГ, Бразиллии, Аргентины, Португалии». А в последнем – четвертом - январском выпуске 1958 г. журнал подытоживал: « Кроме советских исполнителей в конкурсе примут участие 62 зарубежных музыканта из 22 стран мира.. 41 пианист и 21 скрипач в возрасте от 18 до 30 лет.»
Имена советских участников, как и их число, стали известны 25 февраля 1958 г., когда газета «Советская культура» опубликовала результаты состоявшихся в январе Всесоюзных отборочных прослушиваний. Из комментариев возглавлявших отборочные жюри Павла Серебрякова и Давида Ойстраха следовало, что от СССР на Конкурс допущены по 9 пианистов и скрипачей. Таким образом, общее число участников было доведено до круглой цифры – «80», с округлившимся соотвественно - до «50» у пианистов и до «30» у скрипачей – количеством конкурсантов в каждой номинации.
Параллельно шла пропаганда творчества П. И. Чайковского. Государственное музыкальное издательство подготовилось к выпуску ряда брошюр и книг, посвященных творчеству П. И. Чайковского. Среди них - «П. И. Чайковский» (автор Б. Ярустовский), «Творчество П. И. Чайковского в высказываниях композитора и отзывах современников» (автор — Г. Домбаев), «Творчество П. И. Чайковского» (автор — Н. Бачинская). На самом деле корпус литературы о Чайковском оказался еще более внушительным. Кроме упомянутых изданий в 1958 г. были выпущены еще три исследования: «Балеты Чайковского» Д. Житомирского, «Фортепианная музыка Чайковского» А. Николаева, «Скрипичные и виолончельные произведения Чайковского» Л. Раабена.
Апрелевский завод грампластинок взялся за выпуск 55 тыс. долгоиграющих пластинок с записями 40 произведений «великого русского композитора». В планы московской студии научно-популярных фильмов встал документальный фильм о Конкурсе. А режиссер студии Я. Миримов приступил к работе над полнометражным кинофильмом «Чайковский» по сценарию Б. Ярустовского и Л. Белокурова.
Результат предпринятых усилий уже в предконкурсном году отозвался за пределами СССР. Вот что писал в декабре 1957 г. один из номеров журнала «Музыкальная жизнь».
«Из Японии собщают, что всвязи с предстоящим конкурсом там был провенден месячник, посвященнный жизни и творчеству Чайковского. Создается Общество Чайковского, которое ставит задачу популяризировать в Японии русскую классическую и советскую музыку и содействовать установлению культукрных связей с музыкальными организациями СССР»;
«... Председатель американо-русского института Южной Калифорнии Майкл А. Уолден в письме к председателю Оргкомитета Д. Шостаковичу, сообшает, что этот институт широко пропагандирует в печати и среди молодых пианистов и скрипачей предстоящий конкурс в Москве. Уолден выражает надежду, что конкурс имени Чайковского и участие в нем американских музыкантов укрепят культурнеые связи и дружественное взаимопонимание сежду двумя народами»;
«Министр искусств Польской народной республики К. Курылюк указывает в своем письме, что в конкурсе примет участе группа молодых польских пианистов и скрипачей. Министр отмечает, что это будет способствовать дальнейшему укреплению искренней дружбы между советским и польским народами».
За четыре месяца до начала Первого конкурса Чайковского и за месяц до Всесоюзного отборочного тура центральные газеты, повторяя одна другую, печатали: «Многие зарубежные музыканты в своих письмах в Оргкомитет просят предоставить им возможность выступить на конкурсе. Их письма полны искреннего уважения к нашей стране, где искусство стало достоянием народа, а деятелям искусства обеспечены неограниченные условия творческого роста». Пастернаковски-неприглядному образу СССР был найден противовес, образно сформулированный француженкой Маргарит Лонг: «музыкальная весна мира». Еще до того, как она произнесла это словосочетание в телефонном разговоре с безымянным корреспондентом газеты «Советская культура» (30 марта 1958 г.), в СССР вышли две почтовые марки достоинством в 40 коп. и в 1 руб. Первая — с изображением розового скрипача на фоне открытого рояля. Вторая — с портретом П. И. Чайковского.
Новости премий мира:
Бегин Менахем - афоризмы, высказывания, цитаты и изреченияЕсли враги говорят о своем намерении нас уничтожить — верьте им! Они действительно планируют уничтожение, и их нужно остановить! Первопроходцы, я... |
Горбачеву вручили немецкую экологическую премиюПервому президенту СССР Михаилу Горбачеву вручена почетная премия Федерального фонда окружающей среды Германии (Deutsche Bundesstiftung Umwelt - DBU... |
Южноафриканский архиепископ и нобелевский лауреат Десмонд ТуЛауреат Нобелевской премии мира, почетный архиепископ Англиканской церкви в Кейптауне Десмонд Туту обвинил Израиль в военном преступлении. Он считае... |
Юмористические премии мира:
Марк АбрахамсМатематик-прикладник гарвардской выучки и прирожденный юморист Марк Абрахамс писал короткие истории в жанре научной юмористики и страстно жаждал печ... |
О премии ДарвинаВенди Норткатт (Wendy Northcutt) Родилась 17 сентября 1963 года. |
Статистика Шнобелевской премии20 лет, 38 дисциплин, 193 премии. Дисциплины (количество премий) |