Главная >> Биографии лауреатов >> Фритьоф Нансен (Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen)
Фритьоф Нансен (Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen)
Фритьоф Нансен (полное имя норв. Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen; 10 октября 1861 — 13 мая 1930) — норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки — физической океанографии, политический деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год.
Биография
Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 года неподалеку от Христиании (ныне Осло) в усадьбе Стуре-Фрён, принадлежащей его отцу — преуспевающему адвокату Бальдуру Нансену. Род Нансенов — датского происхождения, они поселились в Норвегии с XVII в. Мать происходила из рода графов Ведель-Ярлсберг. С юности был превосходным лыжником, неоднократно выигрывал чемпионаты Норвегии. После окончания гимназии серьёзно выбирал между живописью и наукой, и в результате поступил в университет на отделение зоологии (в дальнейшем сам иллюстрировал свои книги).
Уже в 20 лет он принял участие в четырёхмесячном плавании по Северному Ледовитому океану: в 1882 — отправился на судне тюленепромышленной компании «Викинг» в плавание среди льдов (в качестве биологической практики). Именно это путешествие и имело решающее значение для направления всей его последующей деятельности. По возвращении из плавания, он отдался научным занятиям. В 1883, после окончания университета Христиании, Фритьоф был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген. В 1885—1886 гг. работал в университете Пармы у профессора Гольджи и на первой в Европе морской биологической станции в Неаполе. В 1886 г. удостоен большой золотой медали Королевской академии наук за свои исследования по строению клеточного аппарата нервной ткани (предложил новый метод окрашивания микроскопических препаратов). Докторскую степень получил за 4 дня до отправления в Гренландию.
Гренландская экспедиция 1888 года
Нансен поставил перед собой в высшей степени крупную и трудную задачу — переход через всё ледяное плато Гренландии от восточного берега её до западного. Это вызвало бурную полемику в прессе: все предыдущие экспедиции начинались с обжитого западного берега. Кроме того, Нансен лишал себя путей к отступлению. Весь труд по снаряжению экспедиции он взял на себя, скудное финансирование предоставил датский спонсор — консул Августин Гаммель. Часть средств дало награждение его золотой медалью: Нансен просил выдать ему бронзовый дубликат, а разница в стоимости пошла на снаряжение экспедиции.
В состав экспедиции вошли:
1. Фритьоф Нансен — начальник экспедиции.
2. Отто Нейман Свердруп — опытный полярный капитан, специалист по выживанию в Арктике.
3. Олаф Дитрихсон — опытный лыжник.
4. Кристиан Кристиансен Трана — северонорвежский крестьянин, опытный лыжник (ферма его родителей соседствовала с фермой родителей Свердрупа).
5. Самуэль Йоханнесен Балту — саами по национальности, оленевод и каюр (первоначально предполагалось использовать в качестве тяговой силы оленей). В 1902 г. эмигрировал в США, жил на Аляске. С Нансеном познакомился в 1882 г. во время плавания на тюленебойном судне «Викинг».
6. Оле Нильсен Равно — саами по национальности, оленевод и каюр.
Экспедиция отправилась в путь 5 мая 1888. Нансен вместе с пятью товарищами через Шотландию и Исландию добрался до восточного побережья Гренландии и 17 июля произошла высадка на плавучие льды, в 20 км от побережья. Ценой невероятных усилий группа на лодках прошла сквозь плавучие льды и достигла побережья 17 августа. Первоначально поход намечался от фьорда Аммассалик, но фактически экспедиция стартовала южнее из Умивик-фьорда. Дальнейшее продвижение осуществлялось на лыжах через неизвестную территорию, тягловой силой служили сами люди (на каждого приходилось более 100 кг груза). Морозы достигали −40 °C, шерстяная одежда плохо защищала от холодов, а в рационе почти не оказалось жиров (Свердруп даже просил у Нансена выдать в пищу мазь для лыж). 3 октября 1888 г. экспедиция достигла западного побережья, совершив первый переход через льды Гренландии на дистанцию около 660 км. Во время всего путешествия Нансен и его спутники вели метеорологические наблюдения и собирали научные материалы.
Члены экспедиции опоздали на последний пароход, шедший на родину, но успели передать письма и телеграммы. Шестеро путешественников вернулись в Норвегию в 1889 г. и были чествуемы всей нацией. Нансен был назначен куратором по зоологии университета Кристиании (в 1897 получил должность профессора без обязательства чтения лекций).
В 1890 и 1891 годах вышли в свет книги, описывающие Гренландскую экспедицию: Paa ski over Grønland («На лыжах через Гренландию», 2 тт., в 1928 году сильно сокращена автором) и Eskimoliv («Жизнь эскимосов»). Книги эти свидетельствуют о приверженности Нансена в тот период идеям социал-дарвинизма.
Экспедиция на «Фраме» 1893—1896 гг.
Покончив с анализом полученных результатов, Нансен приступил к подготовке к ещё более смелой и грандиозной экспедиции — в область Северного полюса.
Прежние наблюдения убедили его в существовании сильного восточно-западного течения, которое должно было направляться от Сибири к Северному полюсу и далее к Гренландии. К этому выводу, в частности, ведёт то, что были найдены остатки неудачной американской экспедиции на корабле «Жанетта» (англ. «USS Jeannette») под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов, а предметы с неё были найдены у юго-западных берегов Гренландии. Норвежский метеоролог, профессор Г.Мон в 1884 году опубликовал статью, которая подтвердила догадки Нансена и стала основанием для экспедиции к полюсу.
Решив проверить свою теорию, Нансен разработал проект судна («Фрам»), достаточно прочного для того, чтобы выдержать ледовое сжатие. План заключался в плавании этого судна по Северо-восточному проходу к Новосибирским островам, где оно должно было вмёрзнуть во льды. Команда должна была остаться на борту судна, пока оно дрейфовало бы вместе со льдами к Северному полюсу и проливам между Шпицбергеном и Гренландией.
План экспедиции вызвал резкую критику в Великобритании (был доложен на заседании Королевского географического общества в 1892 году), но был поддержан норвежским парламентом, выделившим в 1890 и 1893 годах субсидии на строительство судна в 250 тысяч крон, с обязательным условием — экспедиция будет иметь чисто норвежский национальный состав (Норвегия с 1814 по 1905 год была частью Швеции). Прочие расходы в двести тысяч крон были покрыты национальной подпиской и субсидиями частных инвесторов, в том числе и зарубежных: Оскар Диксон поставил электрооборудование, а барон Эдуард Толль построил на Новосибирских островах эвакуационные базы на случай катастрофы, и передал Нансену 35 западносибирских ездовых собак. Одним из спонсоров экспедиции была пивоваренная фирма Эллефа Рингнеса, а также фирмы по производству пищевых концентратов «Кнорр» и шоколадная фирма «Кедбери». Производимые ими продукты были включены в рацион питания.
Экспедиция отправилась из Христиании 24 июня 1893 г., имея запас провизии на пять лет и топлива на шесть месяцев полного хода. На участие в экспедиции претендовало более шестисот человек, в конечном итоге команда включала тринадцать человек:
1. Фритьоф Нансен — начальник экспедиции, зоолог, гидролог и океанолог.
2. Отто Нейман Свердруп — командир «Фрама», исполняющий обязанности начальника экспедиции с 14 марта 1895 года.
3. Сигурд Скотт-Хансен — помощник командира, старший лейтенант военно-морского флота Норвегии. В экспедиции был главным метеорологом, астрономом и специалистом по магнитным и гравитационным исследованиям.
4. Хенрик Греве Блессинг, кандидат медицины — врач, ветеринар и ботаник экспедиции.
5. Теодор Клаудиус Якобсен — штурман «Фрама». Штурман норвежского и новозеландского флотов.
6. Антон Амундсен — старший машинист «Фрама». Машинист ВМФ Норвегии.
7. Адольф Юэлл — провиантмейстер и кок экспедиции. С 1879 года служил штурманом норвежского флота.
8. Ларс Петерссен — второй машинист и кузнец экспедиции. Служил в норвежском флоте. С 1895 года исполнял также обязанности кока и метеоролога. Уже на борту выяснилось, что он швед по национальности (подлинная фамилия — Петерссон), выдававший себя за норвежца, чтобы принять участие в экспедиции. В книге Нансена указано, что его родители — норвежцы, живущие в Швеции, хотя они были шведами.
9. Фредерик Яльмар Йохансен — кочегар и метеоролог. Лейтенант норвежской армии.
10. Педер Леонар Хендриксен — матрос и гарпунщик. Шкипер норвежского флота, принимал участие в экспедиции Свердрупа в 1898—1902 годах.
11. Бернар Нурдал — кочегар, электрик и матрос. Исполнял также обязанности метеоролога. Унтер-офицер Норвежского военно-морского флота.
12. Ивар Отто Иргенс Мугстадт — матрос, каюр и часовщик. До экспедиции сменил множество профессий, включая лесника и надзирателя психиатрической лечебницы.
13. Бернт Бентсен — матрос. С 1890 года служил штурманом арктического промыслового флота Норвегии. Вошёл в состав экспедиции за полчаса до отплытия из Тромсё. Погиб во время экспедиции на Шпицберген в 1899 году.
До Новой Земли экспедицию сопровождал секретарь Нансена — Оле Кристоферсен.
«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Планировались две остановки: в Хабарово на Новой Земле, где на борт были приняты 35 западносибирских лаек и в устье реки Оленёк, где Э. Толлем был заготовлен угольный склад и партия ездовых собак. Поскольку мыс Челюскина был пройден только 6 сентября, Нансен решил не делать остановки. Не доходя до Новосибирских островов около ста миль, Нансен изменил курс на более северный. К 22 сентября, достигнув 79º с.ш. , «Фрам» прочно вмёрз в паковый лёд. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.
Дрейф «Фрама» прошёл не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Он решил предпринять попытку броска к полюсу, взяв с собой одного из самых сильных и выносливых участников экспедиции, Ялмара Йохансена. 14 марта 1895 года Нансен в сопровождении Йохансена покинул корабль, который в это время находился на северной широте 84°05' и восточной долготе 101°35'. Их попытка не увенчалась успехом. Условия оказались сложнее, чем предполагалось — им часто преграждали путь ледовые торосы или участки открытой воды, что создавало препятствия. Наконец, достигнув 86º14’ с.ш., они решили повернуть назад, и отправились к Земле Франца-Иосифа. Нансен и Йохансен не достигли полюса, но они подошли к нему ближе, чем все предыдущие путешественники.
Через три месяца Нансену и Йохансену удалось добраться до Земли Франца-Иосифа, где они зазимовали в выстроенной ими из шкур моржей и камней землянке (28 сентября 1895 — 19 мая 1896 года). Эта зимовка Нансена, во время которой он вел жизнь настоящего Робинзона, является ярким примером того, как мужество и умение приспособляться к суровым условиям Арктики позволяют человеку выйти победителем даже в исключительно тяжелых обстоятельствах.
Летом 1896 года Нансен неожиданно встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой «Windward» он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Ровно через неделю в Норвегию вернулся и «Фрам», блестяще закончивший свой исторический дрейф. Теория Нансена подтвердилась — судно следовало по течению, о существовании которого он предполагал. Кроме того, экспедиция собрала ценные данные о течениях, ветрах и температурах и уверенно доказала, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан. Особое значение путешествие «Фрама» имело для молодой науки океанологии. Для Нансена это ознаменовало существенный поворот в его деятельности. Океанография стала основным предметом его исследований.
Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции и написал несколько работ, включая популярное описание экспедиции в двух томах Fram over Polhavet. Den norske polarfærd 1893—1896 (1897). Эта книга немедленно была переведена на немецкий, английский и русский языки, но выходила под разными названиями: In Nacht und Eis: Die norwegische Polarexpedition 1893-1896 («В ночи и льду: норвежская полярная экспедиция 1893—1896 годов») Farthest North («Дальше на север»). Русские дореволюционные переводы обычно назывались «В стране льда и ночи» (1898, 1902), а переводы советского времени — «Фрам» в Полярном море (1940, 1956, переизд. 2007, 2009).
Дальнейшая деятельность
Не прекращая океанографических исследований, Нансен занялся общественной деятельностью. В 1906—1908 был назначен послом Норвегии в Великобритании. В конце Первой мировой войны был представителем Норвегии в США, в 1920—1922 верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 году по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. Был одним из немногих общественных деятелей Запада, кто лояльно относился к большевистской России и молодому СССР. В 1922 году Лигой Наций был назначен первым в истории верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро, которое выдало тысячи паспортов беженцам из России.
В 1922 году Нансен был удостоен Нобелевской премии мира — «За многолетние усилия по оказанию помощи беззащитным». Большую часть полученной суммы, составлявшей 122 000 крон, Нансен истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных станций, остальную часть пожертвовал в пользу греческих беженцев. Вслед за Нобелевской премией Нансен получил такую же сумму от датского издателя Эриксена. И эти деньги он полностью израсходовал на те же цели.
В 1925 году Лига наций поручила Нансену изучить вопрос о возможности устройства армянских беженцев, для чего была образована специальная комиссия с Нансеном во главе. Нансен поехал в Армению в 1925 году, главным образом с целью исследовать на месте возможность искусственного орошения. Работа нансеновской комиссии протекала в тесном сотрудничестве с находившимся в Эривани (Ереване) советским комитетом по землеустройству. Вернувшись через Кавказ и Волгу в Западную Европу, Нансен доложил в Лиге наций о результатах своей поездки. «Единственное место, — заявил он, — где в настоящее время можно устроить неимущих армянских беженцев, это Советская Армения. Здесь, где несколько лет тому назад царили разруха, нищета и голод, теперь, благодаря заботам советского правительства, установлены мир и порядок и население стало в известной степени даже зажиточным». Несколько десятков тысяч армянских беженцев удалось устроить в Сирии.
Свою поездку в Армению Нансен описал в книге «Gjennern Armenia» («По Армении»), изданной в 1927 году. Через два года вышла другая его книга, также относящаяся к поездке 1925 года: «Gjennern Kaukasus til Volga» («Через Кавказ на Волгу»). Забот об армянском народе Нансен не оставлял до конца своей жизни. В 1928 году он совершил турне по Америке, во время которого читал лекции с целью сбора средств в пользу армян.
Не прерывал Нансен и научной деятельности: в 1900 г. совершил экспедицию на Шпицберген, и на 1905 г. планировал экспедицию на «Фраме» в Антарктиду, но политическая ситуация вынудила его отказаться от планов. «Фрам» был передан Амундсену.
В 1913 году по предложению английской коммерческой компании, планировавшей заняться освоением природных ресурсов Сибири, Нансен совершил путешествие в Россию. На грузовом пароходе «Коррект», он достиг устья Енисея, а затем поднялся вверх по реке до города Енисейска. Из Енисейска Нансен сухопутным способом добрался до Красноярска, а затем доехал на поезде до Владивостока. На протяжении всего этого путешествия Нансен делал многочисленные заметки о природе Сибири и быте населения, которые впоследствии легли в основу его книги «В страну будущего». На обратном пути из Владивостока в Норвегию Нансен посетил Петербург, где прочел лекцию в Географическом обществе и консультировал по вопросу об оказании помощи экспедиции Г. Я. Седова.
С 1928 года участвовал в подготовке германской экспедиции в Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин», однако она состоялась уже после его кончины. Последние годы жизни страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Скончался Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года, играя с внучкой на веранде своей усадьбы. По его просьбе был кремирован, а прах был развеян над Осло-фьордом. Кенотаф находится в его усадьбе «Пульхёгда».
В 1938 году Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931.
Личная жизнь
Нансен был с 1890 года женат на Еве Сарс (1868—1907), дочери известного зоолога Микаэля Сарса. Именно Ева освящала «Фрам» при его спуске на воду в 1892 году, ей посвящёно описание путешествия Нансена (в виде эпиграфа): «Той, которая дала имя кораблю и имела мужество ожидать». В 1893 году у них родилась дочь Лив, которая впервые увидела отца уже в возрасте трёх лет. Во время отсутствия Нансена, Ева сделала музыкальную карьеру, профессионально выступая как певица.
В честь Евы и Лив Нансен назвал острова на Земле Франца-Иосифа (ныне выяснилось, что это один остров, поэтому на картах он называется Ева-лив). После 1898 года у Нансенов было ещё четверо детей: Коре, Ирмелин, Одд и Осмунд. Одд Нансен (1901—1973) — известный норвежский архитектор, писатель и филантроп, создавший во время войны фонд, помогающий еврейским беженцам из европейских стран, оккупированных нацистской Германией.
Ева Нансен скончалась в 1907 году, когда Нансен был послом в Лондоне. Вторично он женился в 1919 году на Сигрун Мунте. Дочь Лив оставила об отце и матери мемуары.
Память
* Почтовая марка Армении, 1996 год
* Памятная монета — 50 долларов — Островов Кука, 1988 год
* Именем Фритьофа Нансена назван лунный кратер.
* Именем Нансена назван остров архипелага Земля Франца-Иосифа, а также остров в Карском море.
* Именем Нансена названы горные вершины в Антарктиде (2 пика), Тянь-Шане и в Канаде.
* Именем Фритьофа Нансена назван тип норвежских военных фрегатов.
* В честь Ф. Нансена названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев — «Медаль Нансена».
* В 1995 году, Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Экспедиция Ф. Нансена» достоинством 50 руб.
* Именем Ф. Нансена названа школа № 1145 в Москве.
* Именем Нансена названы улицы в Москве (в 1964 г.), Норильске, Ростове-на-Дону, Калининграде, Рыбинске, Виннице, Ереване, Нью-Йорке, Манчестере, Белфасте, Софии и других городах.
* В 1922 году Нансен избран почётным членом Моссовета.
* Существует и увековечение памяти Нансена в вымышленных объектах: в книге В. Обручева «Плутония» новооткрытую землю участники русской экспедиции называют именем Нансена.
В 1930 году Московский совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял решение установить Нансену памятник, но планы не были реализованы. И только спустя 72 года, 18 сентября 2002 года в Большом Лёвшинском переулке, напротив здания Российского Международного Красного Креста был установлен памятник работы народного художника СССР В. Г. Цигаля. Памятник изготовлен на пожертвования от UDI (норвежского Директората по делам иностранцев) и Музея Фрам, Союза армян России и коммерческих фирм. Расходы по установке взяло на себя Правительство Москвы.
Читайте: |
---|
Новости премий мира:
Лех Валенса /Лешек Михал Валенса/Lech Walesa /Leshek Mihal Valensa/ ( 29.09.1943 года [с. Попово]) Польша (Poland) В понедельник первому президенту обновленной Польши, лиде... |
Покаяние Вилли БрандтаВ 1970 году мир обошла и взволновала многих людей фотография. Перед мемориалом в Варшаве - памятником героям и жертвам восстания в еврейском гетто -... |
На Нобелевскую премию мира претендует рекордное количество кПо словам представителей норвежского Нобелевского комитета, на премию мира в 2011 году претендует рекордное количество соискателей — 241 человек. |
Юмористические премии мира:
Премия СтеллыПремия Стеллы (англ. The TRUE Stella Awards) — премия, ежегодно присуждающаяся за самое нелепое судебное решение в США. |
Процедура вручения Шнобелевской премииШнобелевкие премии присуждают каждый год в десяти номинациях (номинации не фиксированы, постоянно возникают новые). В качестве жюри выступает Совет ... |
Шнобелевская премия-2010В Гарвардском университете (Harvard University), США, прошла двадцать первая церемония вручения «Шнобелевской премии» (Ig Nobel prize), присуждаемой... |