Главная >> Лауреаты нобелевской премии мира >> Менахем Бегин (1913-1992)
Менахем Бегин (1913-1992)
В 1998 году государству Израиль исполнилось 50 лет. Менахем Бегин, террорист N1 и национальный герой, он же лауреат Нобелевской премии мира и израильский премьер, был в числе его основателей. Собственно, его поклонники по сей день считают, что, если бы не террор, который развязал Бегин против англичан, Государства Израиль и не было бы. Бегин - один к одному еврейский Шамиль Басаев. Как и чеченский герой, он боролся за свободу своего народа, не брезгуя при этом самыми гнусными террористическими методами. И что знаменательно, добился своего.
Бегин родился 16 августа 1913 года в Брест-Литовске, городке, про который в начале XX века нельзя было сказать точно, какой стране он принадлежит. Впрочем, жителям Бреста (а 70% его населения составляли евреи) при любой власти жилось скверно.
Здесь было полно синагог, еврейских школ, театров, магазинов. И одновременно процветал махровый антисемитизм, ибо евреи всегда умели вызывать “любовь” ближних. Погромы устраивали все - поляки, казаки, в годы первой мировой войны - немецкие войска.
Самое-самое, однако, случилось позже. В 1944 году из 30 тысяч евреев в Бресте уцелело не больше десяти человек. В мясорубке Холокоста погибли родители Бегина, его брат и сестра, почти все родственники и друзья. Было, отчего сойти с ума, озлобиться и возжелать мести.
Но все это еще впереди. А в начале века семья Бегина жила размеренной, привычной жизнью: отец работал в банке, мать вела хозяйство, братья и сестры учились. Ходили все вместе на праздники и прятались в деревне от погромщиков.
После школы Менахем поступил на юрфак Варшавского университета. Однажды сокурсники-поляки поймали его на улице, связали и начали насильно кормить свининой, приговаривая при этом: Жри, жид пархатый!
Если бы они хоть на мгновение представили, как осложнит их поступок жизнь десятков тысяч людей после второй мировой войны, то они, студенты, не только отпустили бы Бегина с миром, но и сами на всю жизнь сделались бы вегетарианцами.
Карьера Бегина пошла не по профессиональной, а по партийной линии. С десяти лет Менахем был прилежным еврейским пионером - активистом сионистских организаций. В тринадцать он познакомился с Владимиром Жаботинским, главным идеологом сионизма. Спустя пятьдесят лет на могиле Жаботинского Бегин произнес клятву израильского премьер-министра.
Юношеские организации 1930-х годов - и немецкий гитлерюгенд, и советская пионерия, и еврейский Бейтар, в котором работал Бегин, - при всей разнице в идеологии были похожи друг на друга.
В этой школе мужества, как начертал великий Жаботинский, каждый юноша должен был научиться владеть кулаком и палкой, маршировать и ползать, трудиться, быть опрятным, презирать любые формы разгильдяйства, уважать женщину, старика, молитву, демократию .
Бегин разъезжал по Польше и рекрутировал в ряды Бейтара новых членов. Он спал по пять-шесть часов в сутки, но в результате его кипучей деятельности перед войной в Бейтар входило более 70 тысяч человек.
Бегину было 26 лет, когда началась вторая мировая война. Он предложил польскому правительству создать еврейский легион для борьбы с фашистами. Правительство резонно отказалось: антисемитизм был в Польше всегда превыше всего. Сидеть сложа руки в ожидании собственной смерти Менахем не захотел. Он бежал в Вильно, новую столицу независимой Литвы. Где его и схватил НКВД.
Ночные допросы продолжались несколько месяцев. Он так и не подписал протокол. Там были слова: Признаю себя виновным в том, что был председателем Бейтара в Польше . Приговор ему вынесли 1 апреля. Может, поэтому вместо положенных восьми лет отсидел один год. Но даже год Печорлага - тяжелейшее испытание: изнурительный труд, издевательства охраны и уголовников, голод, холод, болезни. Он попал под амнистию, которую Сталин в 1941 году дал всем польским заключенным, чтобы они сражались с немцами. Под отчаянные крики урок: Это же жид, а не поляк! - Бегин вышел на свободу.
Простым еврейско-польским бомжом скитался будущий премьер Израиля по бескрайним российским просторам. Спал на вокзалах, ездил на крышах товарняков - искал польскую армию, в рядах которой собирался воевать против Гитлера.
В 1942 году в качестве польского солдата ему удалось перебраться на родину предков.
Служба в глубоком тылу, да еще в компании поляков-антисемитов, не слишком вдохновляла Бегина. Он хотел сражаться за независимость евреев, для чего самовольно взял отпуск, а попросту дезертировал из армии.
В Палестине в то время существовало несколько еврейских организаций. Все они мечтали создать на Ближнем Востоке еврейское государство. Одни проповедовали мирные методы борьбы, другие (подпольные Лехи , Иргун Цваи Леуми Эцел ) цепко держались за оружие. Бегин вошел в Иргун и буквально вдохнул в организацию новую жизнь.
С 1944 по 1948 год террористические еврейские организации развязали против английских властей в Палестине такой террор, по сравнению с которым чеченские проблемы русских политиков - незначительные неприятности.
12 февраля 1944 года в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе были взорваны английские иммиграционные офисы, мешавшие въезду евреев в Палестину. Через две недели в тех же городах взорвали офисы налоговых служб: погибло шесть английских чиновников и два боевика. Через пару месяцев в Каире был убит британский министр по делам Ближнего Востока.
Оружие террористы добывали разбойными акциями, а деньги - путем грабежа. Как-то раз боевики остановили поезд, который вез рабочим зарплату, затем похитили бриллианты на сумму 38 тысяч фунтов. Случалось, во время этих нападений гибли мирные евреи.
1945 год стал кошмаром для англичан. Еврейские террористы нападали на британские гарнизоны, уничтожали английскую военную технику, самолеты на аэродромах. Никакие карательные действия властей не могли их остановить.
Наконец, 29 июня 1946 года англичане мобилизовали все свои силы на тотальную антитеррористическую акцию Агата . В ней приняли участие 80 тысяч военных и 20 тысяч полицейских - практически все силы, находившиеся в тот момент в Палестине. По всей стране объявили комендантский час: были окружены штабы всех легальных сионистских организаций, арестовано около трех тысяч человек, захвачены военные арсеналы.
В ответ Иргун взорвал бомбу в отеле King David в Иерусалиме. Это была роскошная суперсовременная гостиница. В южном ее крыле размещался штаб британской администрации, военная полиция, отдел специальных расследований.
Взрыв прогремел в понедельник, 22 июля, в разгар рабочего дня. Неделю бригады спасателей разгребали обломки.
Погибло 100 человек, 46 было ранено. Из них всех лишь 28 человек оказались англичанами, остальные - арабами, евреями, американцами. Меньше всего пострадали военные: жертвами стали клерки, машинистки, уборщицы, курьеры. Подпольная радиостанция Иргуна цинично заявила, что организация сожалеет о погибших евреях. Жертвы среди соплеменников никогда не останавливали фанатиков. Так было в Израиле в конце 40-х. И в Чечне в середине 90-х.
Бегин считал, что во всем виновата английская администрация отеля. Она, видите ли, не вняла предупреждению, полученному за 25 минут до взрыва.
Англичане предлагали за голову Бегина 10 тысяч фунтов стерлингов. Понятное дело, многие евреи смекнули, что тут можно неплохо навариться. И ему пришлось уйти в глубокое подполье. Полгода он жил в квартале йеменских евреев, в лачуге без воды и электричества. Однажды Бегин трое суток просидел в комнатке на чердаке, без малейшей возможности выйти даже в туалет. Впрочем, после карцера НКВД эти испытания были не такими уж тяжелыми.
Годы подполья, временной передышки в борьбе за освобождение еврейского народа, позволили Менахему Бегину обратиться лицом к семье. За три года затворничества у него родились две дочки - Хася и Лия. Их записал на свое имя близкий друг семьи.
Летом 1947-го боевики Иргуна напали на английскую тюрьму. Англичанам удалось взять в плен 15 террористов, троих из которых повесили. В отместку люди Бегина казнили заложников - двух английских военных. Через 35 лет выяснилось, что один из казненных офицеров был евреем.
Буря протестов поднялась в Англии. Британцы, жившие в Тель-Авиве, устроили погром - погибло пять ни в чем не повинных евреев. Даже через десятилетия история с казнью двух британских офицеров вызывала у англичан ненависть к Бегину. Маргарет Тэтчер как-то заявила, что никогда не подаст руки убийце английских солдат.
В августе 1947 года действие британского мандата в Палестине было приостановлено, а 14 мая 1948 года провозглашено Государство Израиль. Бегин смог выйти из подполья.
Он был уверен (и в наше время наследники Бегина утверждают то же самое), что именно террористы помогли евреям обрести государственную независимость. Отчасти это так. Англичане были напуганы. Каждая смерть британского подданного в Палестине казалась ненужной и нелепой.
Но в отличие от Чечни, которая получила свою полунезависимость, запугав Россию чудовищными акциями в Первомайском и Буденновске, Израиль оказался жизнеспособным. Правда, не столько благодаря, сколько вопреки организации Иргун . Еврейские социалисты (Голда Меир, Давид Бен-Гурион, Хаим Вейцман) создали социальную инфраструктуру страны, перевезли в Палестину 70 тысяч нелегальных иммигрантов, обеспечили их жильем и работой. Именно социалисты собрали столь необходимые молодому государству деньги - пожертвования евреев США. Израиль был сразу же признан на международной арене.
С неунывающей монотонностью (видимо, в надежде, что это все же надоест человечеству) история демонстрирует: террористы с их негибким мышлением не могут быть хорошими политиками. В этом смысле время их политической жизни ограничено. Как только заканчивается война, они становятся никому не нужны.
Бегину потребовалось сорок лет, чтобы это осознать.
22 июня 1948 года Иргун объявил о самороспуске. Бегин переквалифицировался в политика. Он создал партию Херут ( Свобода ). Бог избрал нас, чтобы править! - таков был лозунг его партии (вполне в стиле русской черной сотни ).
Тридцать лет Бегина избирали членом израильского парламента (кнессета), и вел он себя там, как наш Жириновский,- устраивая скандалы и дикие выходки, делая оскорбительные заявления.
Премьер-министр Израиля Бен-Гурион относился к Бегину с отвращением. Как-то, увидев Бегина в открытом кадиллаке в окружении затянутых в кожу молодцев на мотоциклах, Бен-Гурион сравнил его с Гитлером. А во время словесной перепалки в парламенте Бен-Гурион однажды не выдержал: Не смейте прерывать меня! У вас пока еще нет ни ЧК, ни гестапо!
В середине 70-х публичное поведение Бегина изменилось. Возраст всегда идет на пользу дирижерам и террористам. Разменяв седьмой десяток, он больше не устраивал скандалы и провокации, не задирал парламентариев. Стал приветлив с журналистами. Слегка пополнел, поседел, полысел, бросил курить. В 1977 году он построил свою предвыборную кампанию на том, что является единственным некоррумпированным человеком в истеблишменте, хорошим семьянином и решительным политиком. Избирателям рассказывали о скромной 2-комнатной квартирке, в которой Бегин с женой и детьми жил с 1947 года. Печатали фотографии: Бегин с рабочими, с внуками, с солдатами.
Израильтяне простили Бегину террористическое прошлое. Оно хоть и чудовищное, но героическое, а история народа пишется один раз. После 29 лет в оппозиции он стал премьер-министром.
Остается только догадываться, что с ним случилось, какие глубинные сдвиги произошли в его сознании. Но став главой Израиля, Менахем Бегин сделал немыслимое - установил мирные отношения с египетским президентом Анваром Садатом. В юности за такой поступок, он, наверное, расстрелял бы сам себя.
Что касается палестинского лидера Ясира Арафата, такого же непримиримого террориста, тут Бегин нашел удивительно обтекаемую формулировку. Мы не два террориста,- сказал он во время одного публичного выступления. Мы два борца за свободу своих народов .
В 1978 году в Кэмп-Дэвиде (США) были подписаны условия будущего мира. Кнессет обсуждал кэмп-дэвидские документы в течение суток и одобрил их.
В 1978 году бывший террорист, убийца, а ныне премьер-министр Израиля Менахем Бегин стал лауреатом Нобелевской премии мира. $85 тысяч премии он передал в фонд помощи умственно отсталым детям.
Тем не менее отставной террорист еще не раз показывал когти. В 1981 году состоялась знаменитая бомбардировка ядерного реактора в Ираке. А в июле 1982-го началась израильская агрессия в Южном Ливане. Именно с попустительства Бегина ливанские фалангисты устроили массовую резню в поселениях палестинских беженцев Сабра и Шатила.
Несмотря на шквал критики и пошатнувшееся здоровье (сердечные приступы, сломанная нога - он передвигался с палочкой, а то и в инвалидном кресле,- депрессии и пр.), он крепко держал власть. Его подкосила смерть жены в ноябре 1982 года. Они были вместе 43 года.
...С 17-летней Ализой Бегин познакомился в Драгобыче в 1937 году. Через два дня он написал ей письмо: Я видел вас один раз, но мне кажется, что я знал вас всю жизнь . Их переписка и редкие встречи продолжались два года. В 1939 году они поженились.
В духе революционной романтики Бегин предупредил свою невесту, что их совместная жизнь будет нелегкой: не всегда будут деньги и достойное жилье, зато предстоят разлуки, ссылки и тюрьмы. Она в том же духе отвечала, что выдержит все и останется верной ему и общим идеалам. И он, и она сдержали свои обещания. Ализа разделила жизнь мужа, всегда оставаясь в тени. Когда в 1977 Бегин победил на выборах, ее долго не пускали в штаб-квартиру: охрана не знала жену Бегина в лицо.
Последние несколько месяцев жизни Ализа тяжело болела и подолгу лежала в больнице. Бегин навещал ее по два раза в день и при всякой возможности звонил по телефону. Когда ей стало немного лучше, он уехал с визитом в США, где его и настигло известие о ее смерти.
После этого Бегин сломался. 28 августа 1983 года, отпраздновав семидесятилетний юбилей, он совершенно неожиданно объявил о своей отставке.
Последние годы Бегин жил очень замкнуто. Не появлялся на публике, не встречался с журналистами. Общался только с родственниками и немногочисленными друзьями. Стал очень набожным. Он умер 9 марта 1992 года в Тель-Авиве.
Эпилог
Судьба Бегина показательна особенно на фоне нынешних драматических русско-чеченский событий. И она, эта судьба, убеждает: самые отчаянные враги рано или поздно становятся если не друзьями, то хотя бы мирными соседями. Может статься (хотя в это так трудно сейчас поверить), Шамиля Басаева когда-нибудь наградят Нобелевской премией мира. Уйдет из русского языка обидное выражение лицо кавказской национальности , и пол-России, как и прежде, станет отдыхать на Северном Кавказе. Но я в это не верю.
Благодаря Бегину, подобным ему людям и слабости англичан Британская Империя из страны, где никогда не заходило солнце, превратилась в заурядную европейскую страну, повторив тем самым печальный опыт Испании, растеряв одну за другой все свои многочисленные колонии. Кто следующий наступит на эти грабли?
Читайте: |
---|
Новости премий мира:
Нобелевский комитет не стал будить Обаму среди ночиПредставители Нобелевского комитета, вопреки традиции, не стали звонить президенту США Бараку Обаме за час до официального объявления о присуждении ... |
Финляндия стала известной в мире благодаря Ахтисаари - финскИсторическим днем для Финляндии назвал глава МИД этой страны Александр Стубб присуждение экс-президенту Марти Ахтисаари Нобелевской премии мира 2008... |
Генсек ООН, поздравляя Ахтисаари с наградой, не упомянул КосГенеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, приветствуя присуждение Нобелевской премии мира Марти Ахтисаари, не стал упоминать в своем заявлении его заслу... |
Юмористические премии мира:
Шнобелевская премия-2010В Гарвардском университете (Harvard University), США, прошла двадцать первая церемония вручения «Шнобелевской премии» (Ig Nobel prize), присуждаемой... |
Шнобелевская премия — 2010Лауреаты Иг-Нобелевской , или как её называют в России – Шнобелевской премии, были наконец оглашены во время традиционной церемонии в Гарвардском ун... |
Марк АбрахамсМатематик-прикладник гарвардской выучки и прирожденный юморист Марк Абрахамс писал короткие истории в жанре научной юмористики и страстно жаждал печ... |