Главная >> Кинопремии >> Владимир Меньшов: Мне отвратительна игра в другого человека




Владимир Меньшов: Мне отвратительна игра в другого человека

Премии мира - Кинопремии

владимир меньшов: мне отвратительна игра в другого человека

- Жесточайшая несправедливость, что вас, Владимир Валентинович, не выпустили весной 1981-го в Штаты, когда ваш фильм Москва слезам не верит выдвинули на Оскар . Но потом-то, задним числом, вы съездили туда?

Владимир Меньшов: Нет, я эту процедуру так и не увидел.

- Не захотели? Чтоб душу не травить?

Меньшов: Ну, то, что мне однажды присудили приз, еще не значит, что я стал членом этого клуба и могу ездить туда, когда захочу...

- Оскар - это самая большая награда в кино, так ведь?

Меньшов: Вы знаете, когда объявили о присуждении мне Оскара , я не осознавал большой важности этого события. Это для западного мира Оскар являлся громадным успехом. А у нас об этой премии как-то невнятно говорили. Например, даже некоторые кинокритики не знают, что в номинации на Оскар включались советские фильмы. Было там два фильма Ростоцкого А зори здесь тихие и Белый Бим Черное Ухо , Чайковский Игоря Таланкина. Но ажиотажа вокруг этого у нас никогда не возникало.

Вокруг этой премии ходит много легенд... Например, почему-то считают, что Оскар получил Марк Донской в 1943-м или 1944-м за фильм Радуга . Между тем Оскар за лучший иностранный фильм учредили позже, по-моему, в 1947 году.

- А, это из той же оперы, что и легенда о присуждении Нобелевки Льву Толстому, и якобы он от нее отказался!

Меньшов: Реально Оскар получил Илья Копалин - за документальный фильм про разгром немцев под Москвой зимой 1941/42-го. Ну, понятно, что это было политическое решение, и во время войны этому событию никакого значения не придали. В 1968 году, когда вручали Оскар за фильм Война и мир , у нас тоже об этом много не говорили, не было такой лавины восторгов, какая последовала за вручением Золотой пальмовой ветви на Каннском фестивале за фильм Летят журавли , - это да, это было воспринято как большая победа. А Бондарчук и на вручение-то не поехал, он был занят на съемках. Получала вместо него Людмила Савельева. И у нас принято было считать, что это всего лишь один из призов Бондарчука.

- Может, пытались принизить статус американской награды?

Меньшов: Уж повышать точно не хотели. Это сейчас Оскар раскручен до аналога Нобелевской премии, что не совсем справедливо, пожалуй. Я сам оценил Оскар , только его получив: когда увидел, что люди из элиты кинематографа, к которой я не принадлежал, присели как-то на задницу и подняли лапы.

- То есть они сняли перед вами шляпы?

Меньшов: Шляпы? Коллеги как не приняли картину категорически, когда она появилась на нашем экране, так не признали ее и после того, как она получила награды. Остались при своем мнении.

- Правду говорят, что Рейган ваш фильм два раза смотрел?

Меньшов: Да, перед встречей с Горбачевым. Мне рассказал об этом один американец из посольства.

- А если б Рейгану еще ваш фильм Любовь и голуби показали...

Меньшов: То мы б уже были кореша.

- И Брежневу фильм понравился! Помню, вам уже успели сказать, что Гришину не понравилось, что сейчас надо будет резать и перемонтировать, и тут - Брежнев доволен!

Меньшов: Да. Это было эффектно... Брежнев тоже несколько раз картину посмотрел. Но мне вот что больше всего запомнилось из этой эпопеи, связанной с фильмом Москва слезам не верит . Через три дня после того, как его начали показывать, я приехал в центр на метро, к Вере в театр (актриса Вера Алентова - жена Меньшова. - Прим. авт.). Выхожу на Пушкинской и вижу, что вся площадь запружена народом. Что за события, демонстрация какая? Может, диссиденты собрались или что-то дают в каком-то магазине, дефицит выбросили? Оказалось, что это очередь в кассы кинотеатра Россия ; мороз, дело в феврале было, а люди стояли часами, чтоб взять билет на послезавтра! И так длилось три месяца! Если есть абсолютное счастье, то секунд двадцать в этот момент я его испытывал... Пока мы снимали, столько было тревог, а захотят ли это смотреть? Сколько пришлось выслушать даже от членов съемочной группы...

- И даже жена вам говорила, зачем ты это снимаешь?

Меньшов: Да... Но вдруг оказалось, что это так нужно! Просто анекдот: мне звонили не последние люди и просили помочь достать билеты. Такого я не помню со времен своего детства, когда шли Тарзан или Бродяга ...

- Мне кажется, что ваш главный фильм так популярен в том числе и потому, что вы, как и большинство ваших зрителей, из провинции, жили в общаге много лет... Это путь, который прошли многие.

Меньшов: По-разному бывает. Для кого-то это важная часть биографии. А есть люди, которые еще в общежитии пытаются откреститься от прошлой жизни, забыть о ней, они хотят не об этом рассказывать, им неинтересно их тяжелое дет ство. Я видел, как сельские жители обживаются в Москве и за пять лет становятся светскими людьми. Не дай бог им напомнить, что они из Сибири, это для них не более чем трамплин! Я не пестую свою провинциальность, но и отрекаться от нее не собираюсь. Мне кажется, это более верная основа, чем светская поверхностная порхающая жизнь. Вроде тебя все знают, и ты всех знаешь, но стоит исчезнуть с горизонта - и про тебя забудут.

- Да... Вы с полной уверенностью можете сказать: Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним...

Меньшов: Да, мне есть, что показать. Хотя, впрочем, он уже видел...

- По крайней мере после Оскара все ваши критики сразу замолчали?

Меньшов: Нет, не замолчали... Один из критиков - мне передавали - на каком-то собрании недавно сказал: Неплохо было бы нам извиниться перед Меньшовым за травлю, которую мы ему устроили! Но это предложение не нашло понимания у аудитории.

- Да что ж такое надо сделать в России, чтоб тебя оценили?

Меньшов: Одних заслуг мало. Надо уметь надувать щеки. Надо поддерживать творческие успехи административными должностями, устраивать скандалы при малейшей попытке принизить твой вклад в кинематограф, дружить с нужными людьми, сидеть в президиумах... Это целый большой параллельный творчеству мир.

Во мне этого не заложено. Я человек немосковский, я из простой семьи, я ценю естественность, ценю натуральность, я физически не могу изображать любовь и дружбу там, где их на самом деле нет. Это довольно быстро во мне разглядели, когда я вышел под свет прожекторов, и поняли, что этого можно гнобить - и стали гнобить! Это совсем не трудно - надувать щеки, чтоб произвести впечатление. Все бы эту игру приняли! Но мне до того была отвратительна игра в другого человека... Я не мог сказать: У меня Оскар , и потому извольте со мной считаться . Для меня другое важно, у меня есть центральная идея жизни, которую я воспринял по-книжному с дет ства: добиться признания людей.

- А сейчас бы вы сделали то же самое? Или стали бы щеки надувать?

Меньшов: Сейчас кое-что я бы скорректировал. Я слишком переборщил с желанием показать, что я такой же, как все. А люди с удовольствием рассказывали истории про то, как я пил в Доме кино, что при этом говорил. И опасно откровенно, хочу добавить. Теперь я понимаю, что надо было все это делать в других ресторанах или дома. Мне казалось, что меня окружают друзья. Я даже не осознавал, какую волну черной зависти пробудил в моих коллегах этот Оскар . Разглядел я это только тогда, когда начался скандал вокруг фильма Любовь и голуби . Я попал под каток борьбы с алкоголизмом. И вместо привычного сочувствия к художнику, пострадавшему от властей, столкнулся с неприкрытым злорадством.

- Ну да, там же они пьют постоянно. Какая любовь, Раиса Захаровна? Это у нас просто по пьянке случилось!

Меньшов: Если бы в эту ситуацию попали Тарковский, или Кончаловский, или Михалков, то с ними обращались бы крайне деликатно. А меня, несмотря на наличие Оскара , просто взяли и отстранили от картины, назначили другого режиссера ее переделывать. Слава богу, месяца через три вся эта истерия закончилась, но мне эти месяцы пары лет жизни стоили.

- Такая у нас страна удивительная, вот, идем своим путем.

Меньшов: Это чисто мои дела, страна ни при чем. Это характер, это судьба...

- Про вас никогда не говорили, что вы диссидент. Вы, наоборот, послужили советской стране, взяв такой приз. Вы, наверное, были человеком лояльным?

Меньшов: Лояльным, разумеется, я не был. Как все мы. Даже начальники на кухне разговаривали про то же, про что и все. Мы все были в разной степени в оппозиции власти. Я хорошо помню, как Михаил Ильич Ромм много раз воодушевленно рассказывал мне о том, что происходит в стране, что у нас не так. Я слушал, слушал... И однажды спрашиваю: Так надо что-то делать. Надо как-то с этим бороться! Он замолк, посмотрел на меня, и, как мне показалось, мелькнула у него мысль о провокации. Но уж слишком бесхитростные были мои глаза, и Ромм сказал после паузы: Ну поборитесь, поборитесь... Они вам покажут кузькину мать .

Этот наш разговор меня как-то отрезвил тогда, и я другими глазами стал смотреть на всю псевдополитическую борьбу, занимавшую умы нашей интеллигенции. Якобы диссиденты, якобы борцы, открыли им фильм - закрыли фильм... Вдруг на фестиваль послали. На Западе они получали свои очки, все им засчитывалось. Но при этом они ухитрялись получать в СССР разные награды, премии государственные, и гордиться ими, и ревниво относиться к наградам, которые другие получают... Такая была двуличная жизнь. Она мне быстро стала надоедать. Нет, не быстро - лет десять я потратил на нее. Но когда увидел, что это не имеет выходов ни в какую практическую деятельность...

- Это вы про что, поезда пускать под откос?

Меньшов: Ну, если бы мне попался какой-нибудь практик, который меня настроил бы на какие-то дела...

- Типа Солженицына...

Меньшов: ...Перепечатать что-то, спрятать рукопись - я б пошел на это. И, конечно, сломал бы себе судьбу и жизнь, как сломали себе их те очень немногие люди, которые всерьез пошли по этому пути. Типа Анатолия Марченко... Но такого со мной не случилось, и годам к тридцати пяти я стал более философски смотреть на жизнь.

- Как бы вы описали то, что сейчас происходит в стране?

Меньшов: Очень нетворческая атмосфера! Мертвящая. Никаких новых имен, никаких неожиданностей и взрывов...

- Взрывов - в хорошем смысле этого слова.

Меньшов: Да-да, в переносном. Никаких незаконных комет, только круг рассчитанный светил... А должна же идти ротация элиты, ротация политиков. Но этого не происходит, и от этого - страшновато.

- Ну, мы же жили при советском застое.

Меньшов: Но его мы достигали семьдесят лет, при этом через какие пики энтузиазма проходили, а сейчас - как быстро прошагали этот путь к такой же якобы стабильности! Но мир нестабилен! Он скоро обрушится: мне страшно вымолвить, но, как нас учили на курсе политэкономии, грядет общий кризис капитализма! Они рухнут, а у них же наш Стабфонд, на котором покоится наше благополучие!

- Вы бросили курить. Прокурив много лет всерьез. Это потому что вы такой решительный?

Меньшов: Я начал курить в шестнадцать лет, а в семнадцать стал записывать в дневник: надо бросить! Ничего не получалось. Однажды утром проснулся после хорошей гулянки с друзьями и подумал: сейчас выпью чайку, потом покурю... И тут же кинулся в туалет: при одной мысли о курении меня вывернуло! Через час снова подумал о куреве - и снова тот же эффект. И вот вечером того же дня я сидел в ресторане и не курил. С тех пор - ни одной сигареты. И понял, что я так устроен. В главных моментах моей жизни принимает решение не только голова, но и весь организм. И мозги включаются, и интуиция, и даже что-то сверх того.

Так я выбрал сценарии фильмов Москва слезам не верит , Любовь и голуби , Ширли-мырли при полном отторжении их окружающими меня авторитетными людьми. А вот мне что-то подсказывало, что я должен сделать эти картины.

- Вот вы дали нам простой рецепт: как бросить курить, как состояться в профессии. Надо просто долго бить в одну точку и прислушиваться к своим ощущениям?

Меньшов: Но и пролететь мимо тоже очень даже легко. Нет никакого рецепта! Главное в жизни - понять линию своей судьбы. Я при помощи картин своих, того творчества, которое из меня выплескивалось, стал понимать, что я за человек, для чего я предназначен и чем должен заниматься.

- А как же другим, у которых нет творчества? Как им понять, как жить?

Меньшов: Каким-то образом и к ним должно прийти понимание, для чего они на этой земле. И сколько кому отпущено. Но, конечно, творчество - мощный стимулятор и помощник для самореализации... Это сейчас мы говорим, что Пушкин - наше все. Но когда он умер, его близкий друг Вяземский, который разбирал бумаги поэта, удивленно написал своей жене: Оказывается, Саша был очень неглупым человеком! А Пушкин уже про себя знал... Он, может, даже, черт его знает, знал, что ему не надо больше писать.

Володя Высоцкий... Не могу его представить семидесятилетним в наше время. И он, наверное, не случайно себя так расходовал, хотя мог бы еще пожить. Но ему, наверное, больше не надо было, он уже СКАЗАЛ. Ему было отпущено, он сказал - и ушел в сорок два года на взлете, на ощущении, что он еще многое может.

Я с интересом наблюдаю за композиторами-песенниками. Вот что это? Пишет человек роскошные песни, одну за другой. А потом раз - и как будто кончилась лента, и десятилетиями ничего не пишет.

Запас таланта у каждого человека свой, но он, видимо, конечен, и одни его быстро тратят, а другие - медленно. Это какие-то отношения с высшими силами, я их, откровенно говоря, не понимаю, хотя всю жизнь пытаюсь разгадать. Все более или менее значительные люди всегда в разговоре скажут: Это делал не я, меня что-то тянуло, я не знаю, как это получилось . Это касается и политических деятелей, а особенно - творческих людей. Вот рассказ Михаила Ульянова...

- А вы, кстати, на Жукова больше похожи, чем он.

Меньшов: Больше, да. Так вот, Ульянов приехал в Москву поступать в Щукинское училище. И зачем-то привез с собой пистолет в фанерном чемоданчике: где-то в своем родном городе он его не то выменял, не то нашел. Его на вокзале останавливает милиция, требует открыть чемодан. А тут что? - Да белье . Не залезли в белье. Ульянов до восьмидесяти лет помнил об этом, говорил: вот что такое судьба! Раз - и сидел бы в тюрьме, и клеймо на всю жизнь.

- Вы, наверное, про судьбу и вмешательство непонятных сил много думали, когда снимались в Дозоре ?

Меньшов: Мне всегда об этом думать хочется. Вот фильм Москва слезам не верит ... Зрителям, конечно, сюжет важнее. Но главное обаяние этой картины - не явное, а скрытое - в том, что там есть линия человек и время , судьба человека, как она поворачивается через двадцать лет, как по-разному складываются судьбы. Это всех волнует, всегда в разговорах возникает фраза Ну кто бы мог подумать? Я там, слава богу, всех пожалел и никому не определил плохой судьбы и наказаний...

- Ваш ученик Урсуляк серьезно отличился. Вот, с фильмом Ликвидация прогремел. Вы его в какие годы учили?

Меньшов: Я был в приемной комиссии, когда он поступал на Высшие режиссерские курсы. Мне сказали, что он хотел бы учиться у меня. У меня в группе оставалось еще одно место, но... я не взял Урсуляка. Я подумал, что он пробьется и без меня, он москвич, он уже актер, а вот надо поддержать парня из Свердловска из рабочей семьи. Я при этом вспоминал свою молодость... А этот простой рабочий человек оказался таким жохом и авантюристом! Но Сережа тем не менее неоднократно приходил на мои лекции. Я бы не рискнул сказать, что он мой ученик, но он сам так говорил. И на съемочной площадке, и в некоторых интервью. Для него светлой манящей звездой остаются фильмы Москва слезам не верит и Любовь и голуби .

- А у вас Москва слезам не верит сделана не как советское кино, а как американское; вместо американской мечты - советская, но ведь хеппи-энд есть.

Меньшов: О господи. Вот я вам историю своей жизни рассказал. Она что, американская мечта? По мнению недалеких людей, лимитчица не могла стать в советское время директором завода. Это миф. Я только руками разводил на эти доводы. В 1960 году, за двадцать лет до получения Оскара , я работал подкатчиком главного ствола на шахте номер 32 города Воркуты. И вы будете мне еще про сказки рассказывать.

- Ну так все-таки, как, ждать нам от вас большого кино? Или вы займетесь другими делами?

Меньшов: Я снял часть фильма, очень красивого, костюмированного, но на окончание пока нет денег. Вот сейчас ищу. Надеюсь, что найду.

- Ну, тогда можно, наверное, пока в преподавании как-то самовыразиться?

Меньшов: Да не беспокойтесь вы обо мне, я эту проблему внутри себя почти решил, я решу ее. Но скажу о преподавании. Ну вот что я могу сказать молодым ребятам про Девять дней и 8 1/2 ? Если верх их карьеры - снимать сериалы на канале СТС? Что? Я чувствую, что на девяносто восемь процентов я им непонятен со своими разговорами, со своей планкой требований... Но они все еще встречаются с выдающимися картинами, они понимают, каким кино могло бы быть. Я надеюсь, что хоть кому-то одному из двадцати пяти что-то западет, он выскочит и скажет: наплевать на заработки, на сериалы, брошу все и сниму настоящее кино!

Мне хочется думать, что кино просто переживает кризис, что это не конец кинематографа. Так в конце 50-х были разговоры о том, что театр умер. Мой учитель Ромм говорил: мы идем к коммунизму, а при коммунизме не может быть избранных, которые увидят спектакль, а остальные не будут иметь этой возможности. Надо то, что ставят в театре, снимать на кинопленку и потом показывать всей стране. Это была до странности неумная мысль... До странности - потому что Ромм был умный человек. Но вот такую дикую мысль высказал.

- Он к коммунизму относился серьезно?

Меньшов: Тогда да. Но и возразить ему было нечего, потому что театр был неинтересен, он умирал. Но потом случилось нечто: театр изменился, из натуралистического он стал условным. Появились постановки Эфроса, Любимова, Питера Брука и других... Выяснилось, что у театра есть своя специфика и свое обаяние. Надеюсь, что и с кино это произойдет, оно сделает рывок, как-то обособится от ТВ и станет каким-то особым искусством.

Но где тот гений, который все это придумает и сделает?

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости премий мира:

Депутат: вручение Ахтисаари премии мира - попытка Запада опр

News image

Присуждение Нобелевской премии мира экс-президенту Финляндии Марти Ахтисаари является попыткой самооправдания Запада за признание независимости серб...

Награда Ахтисаари будет неприятна противникам раздела Сербии

News image

Присуждение нобелевской премии мира бывшему президенту Финляндии Марти Ахтисаари вызовет неприятный осадок у тех, кто не поддерживал его методы ур...

Нобелевская пенсия

News image

Власти Бангладеш добились увольнения основоположника микрокредитования Мухаммада Юнуса из банка Grameen Мухаммад Юнус уходит из Grameen Bank под ...

Юмористические премии мира:

Шнобелевская премия - Антинобелевские премии

News image

Шно белевские премии, Игнобелевские премии, Антинобелевские премии (англ. Ig Nobel Prize) — пародия на престижную международную награду — Нобелевску...

Премия Дарвина

News image

Премия Дарвина («Darwin Awards») — виртуальная премия, ежегодно присуждаемая лицам, которые наиболее глупым способом умерли или потеряли способность...

Шнобелевская премия-2010

News image

В Гарвардском университете (Harvard University), США, прошла двадцать первая церемония вручения «Шнобелевской премии» (Ig Nobel prize), присуждаемой...

Муз премии:

Международный конкурс Чайковского

News image

Хочу, чтобы меня знали хорошо в Москве. Тогда меня узнают всюду. Артур Морейра-Лима, бразильски...

Награда для Джули Эндрюс

News image

Премию Грэмми за пожизненные достижения в музыке получит в этом году знаменитая актриса и певица Д...

Грэмми покорили Леди Гага и еще три леди

News image

Поп-певица Леди Гага и кантри-трио Lady Antebellum получили музыкальные премии Грэмми в большинс...

Кинопремии:

Американская кинопремия Золотой глобус (Golden Globe). Справка

News image

Историческая драма британского режиссера Тома Хупера Король говорит выдвинута сразу на семь глав...

Сатурн (кинопремия)

News image

«Сату рн» (англ. «Saturn Award») — американская кинопремия, вручаемая Академией научной фантастики...

Лит-премии:

Букеровская премия

News image

Бу керовская пре мия (англ. Booker Prize) — одна из самых престижных наград в мире английской лите...

Литературная премия памяти Астрид Линдгрен. Справка

News image

Лауреаты премии памяти Астрид Линдгрен будут объявлены в Швеции 24 марта. Среди соискателей премии...

Авторизация



Известные премии и их лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image

Нобелевские лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image