Главная >> Лауреаты нобелевской премии мира >> Мартти Ахтисаари
Мартти Ахтисаари
Мартти Ахтисаари, сделавший примечательную карьеру на службе в ООН, в 1994 г. был избран президентом республики на первых прямых выборах, минуя партийные механизмы. Его внешнеполитическими приоритетами были европейская система коллективной безопасности, скандинавское сотрудничество и политика безопасности без вступления в НАТО. Возможно, наиболее наглядной частью президентского срока Ахтисаари были его многочисленные поездки по стране и за границу. Ахтисаари не выставил своей кандидатуры на президентских выборах 2000 г. и продолжил деятельность в качестве независимого международного посредника. До вступления на пост президента Мартти Ахтисаари работал экспертом по вопросам сотрудничества в области развития министерства иностранных дел, послом Финляндии в Дар-эс-Саламе, заместителем генерального секретаря ООН по вопросам управления и экономики, уполномоченным по делам Намибии, а также специальным представителем генерального секретаря ООН в ходе процесса, приведшего к обретению Намибией независимости. После периода президентства Мауно Койвисто Ахтисаари, будучи статс-секретарем министерства иностранных дел, стал кандидатом в президенты, минуя процедуру выдвижения от партий. Ахтисаари стал десятым президентом страны и первым, избранным по прямой двухстепенной системе выборов. Отец Мартти Ахтисаари Ойва к моменту рождению сына служил унтер-офицером в тыловых войсках в Выборге. Отец, род которого происходил из южной Норвегии, принял финляндское гражданство в 1929 г., а в 1935 г. сменил фамилию с Адольфсен на Ахтисаари. Годы войны привели военного техника Ойву Ахтисаари на фронт, а его жена Тююне Ахтисаари переехала с сыном Мартти в Куопио. В Куопио прошли детские и школьные годы Мартти вплоть до первых классов лицея, затем в 1952 г. семья, в связи со сменой места работы отца, переехала в Оулу. Оулуский лицей и местное Христианское Мартти Ахтисаари
(1937 —)
Президент Республики Объединение молодежи (NMKY) сыграли решающую роль в формировании его мировоззрения.
После службы в армии выбор трудового пути привел Ахтисаари в Высшую школу учителей Оулу, где ему удалось, живя дома, пройти двухгодичный курс и получить в 1959 г. диплом учителя народной школы. Однако работа преподавателя, к которой он приступил в качестве учителя VI b класса школы Оулунсуу, не оказалась доста точной увлекательной. В апреле 1960 г. в газете «Нуори миес», органе NMKY, было напечатано объявление о том, что в училище физической культуры в Карачи (Пакистан) требуется заведующий студенческим общежитием. Заведением в основном руководили шведы, однако в Швеции не нашлось подходящей для этой должности кандидатуры. Ахтисаари откликнулся на объявление, съездил на собеседование в Швецию и в 1960 г. Подписал трудовой договор. Помимо обязанностей по руководству общежитием ему предстояла дополнительная педагогическая подготовка, что само по себе его очень устраивало. Необходимо было также на практическом уровне вникнуть в проблемы работы в развивающихся странах, а также адаптироваться к международной среде. По возвращении в Финляндию в 1963 г. Ахтисаари приступил к учебе в Хельсинкской высшей школе экономики. Но практическая работа увлекла его, и в 1964 г. он стал исполнительным секретарем Хельсинкского международного студенческого клуба и организации «Международная студенческая помощь». Растущий в студенческой среде интерес к помощи развивающимся странам заставил Ахтисаари разрабатывать соответствующие формы деятельности, например, группы помощи, а также создавать условия для жизни иностранных студентов, приезжающих в Финляндию. В тот период также зарождались дружеские связи, пригодившиеся в последующие годы, например, знакомство со студентом Ники Иямбо, в дальнейшем несколько раз занимавшим министерские посты в Намибии. В Финляндии было решено сконцентрировать организацию работы по оказанию помощи развивающимся странам в министерстве иностранных дел, в котором был образован отдел по оказанию помощи, позднее — департамент сотрудничества с развивающимися странами. Секретарь, начальник отдела, помощник начальника тамента — ступени послужного списка Ахтисаари на протяжении 1965-1973 гг. В качестве второго лица в департаменте он участвовал в осуществлении проектов по оказанию помощи, важнейшими из которых были проекты в Южной Африке. Одним из самых важных был совместный скандинавский проект по строительству неподалек от столицы Танзании Дар-эс-Салама комплекса в деревне Кибаха, состоявшего из сельскохозяйственного учебного центра, школы с предуниверситетской подготовкой и медицинского центра. В 1968 г. Мартти Ахтисаари вступил в брак с Ээвой Хювяринен. Они встречались еще в школьные годы в Куопио, но затем их пути разошлись. Работавшая в Эспоо Ээва Ахтисаари делила время между работой и семьей — сын Марко родился в 1969 г. В семейной жизни наступили перемены, когда Мартти Ахтисаариь получил назначение послом Финляндии в Дар-эс-Саламе (Танзания) и по совместительству в Замбии, Сомали и Мозамбике. В Дар-эс-Саламе и Лусаке и прежде действовали финские представительства, ьв то время как в Могадишу и Мапуту Ахтисаари стал первым послом Финляндии. Столь быстрое продвижение по службе в департаменте по оказанию помощи развивающимся странам учителя, пришедшего извне дипломатической среды, вызывало среди сотрудников МИДа зависть, поскольку традиционно высшие должности в департаменте замещались кадровыми дипломатами в процессе ротации. Это не помешало президенту Урхо Кекконену назначить Ахитисаари, кото - ьтрому только что исполнилось 36 лет, чрезвычайным и полномочным послом. Как полагали, значительное влияние на это решение оказало социал-демократическое происхождение Ахитисаари. С другой стороны, он без сомнения обладал достаточной компетенцией в вопросах отношений этого региона и Финляндии. Во время работы в Танзании в 1973-1977 гг. Ахитисаари глубоко вник в проблемы Южной Африки. С этим было тесно связано наблюдение за процессом получения Намибией независимости, поскольку Дар-эс-Салам был одним из плацдармов деятельности Политической организации Юго-Восточной Африки СВАПО (South West African Political Organization), главного органа освободительного движения намибийцев, а в дальнейшем влиятельной партии. Авторитет среди африканцев привел к тому, что когда возвращение в Финляндию по окончании срока посольских полномочий казалось уже весьма вероятным, как борцы за независимость, так и влиятельные фигуры континента выдвинули Ахтисаари кандидатом на пост уполномоченного ООН по Намибии. Речь шла о должности, освобождавшейся в связи с выходом на пенсию ирландца Шона МакБрайдена. Этот пост должен был гарантировать учет намибийских интересов при принятии в Нью-Йорке решений ООН по вопросам, связанным с процессом предоставления независимости Намибии. На посту уполномоченного по Намибии Ахтисаари участвовал в мероприятиях, призванных подготовить намибийцев к будущей независимости. По инициативе Финляндии был основан Институт Намибии, в котором намибийцы проходили обучение в области государственного управления, школьного дела и других первоочередных сфер. Одновременно Мартти Ахтисаари включился в намибийский процесс и иным образом. Роль генерального секретаря ООН в этом процессе в условиях холодной войны и конфликта интересов в Африке была весьма существенной. Ахтисаари стал спецпредставителем генерального секретаря ООН в Намибии — сначала Курта Вальдхайма, а затем сменившего его Хавьера Переса де Куэллара. Поскольку стало ясно, что на практике невозможно совмещать роли уполномоченного по Намибии и спецпредставителя генерального секретаря, Ахтисаари стал осуществлять функции спецпредставителя. В 1978 г. семья Ахтисаари переехала в Нью-Йорк, где началась карьера Мартти Ахтисаари во всемирной организации. Он готовил почву для независимости намибийцев, при этом в качестве первоочередной задачи поддерживал постоянные контакты между СВАПО, Организацией африканского единства (ОАЕ), ведущими государствами мира и высшим руководством ООН. Однако к началу 1980-х гг. политические предпосылки для независимости Намибии ьвсе еще отсутствовали, и в этих условиях появилась возможность для возвращения Ахтисаари в Финляндию. Возвращение в Финляндию совпало с оживленной дискуссией об эффективности помощи развивающимся странам и вероятных злоупотреблениях средствами, направляемыми на эти цели. Ахтисаари ьучаствовал в этой дискуссии, находясь на посту начальника департа - мента помощи развивающимся странам и помощника статс-секретаря по этим вопросам. Организация деятельности в этой сфере был улучшена, что позволило дать ответы на поставленные в ходе дискуссии вопросы и ликвидировать основания для критики. Ахтисаари в должности помощника статс-секретаря по вопросам помощи развивающимся странам участвовал в наблюдении за нами бийским процессом и имел возможность влиять на его ход исходя из позиции Финляндии. В 1987 г. Ахтисаари, хорошо разбиравшийся в вопросах административного управления, был назначен на пост заместителя генерального секретаря ООН по хозяйственным и административным вопросам. Всемирная организация в силу расширения сферы своей деятельности вынуждена была идти на все новые расходы, одновременно приходилось увеличивать и управленческий аппарат. В обязанности Ахтисаари входила подготовка процесса, с помощью которого можно было бы одновременно как экономить средства, так и гарантировать обязательства стран-участниц, прежде всего США, по оплате своей доли расходов. Для сотрудников ООН Ахтисаари также создал реальные возможности влиять на организацию деятельности с целью устранения выявившихся недостатков. Решение намибийского вопроса приблизилось после прорыва линии фронта холодной войны в конце 1980-х гг. Великие державы исходили теперь из необходимости согласия африканских участников на предоставление независимости. После многоэтапных переговоров Ахтисаари, назначенный спецпредставителем генерального секретаря ООН, в марте 1989 г. отправился в Намибию для руководства восьми- тысячным военным и гражданским контингентом ООН. Однако в марте-апреле, еще до прибытия войск ООН, ситуация осложнилась, когда бойцы СВАПО проникли в Намибию с территории Анголы с тем, чтобы закрепить свое положение накануне выборов. Поставив в известность генерального секретаря ООН, Ахтисаари уполномочил южноафриканские войска от имени ООН принять меры к восстановлению мира. Санкционированные действия бывших угнетателей многих раздражали, но Ахтисаари удалось путем переговоров в течение апреля стабилизировать ситуацию и довести дело до выборов в ноябре. В Виндхуке был поднят флаг независимой Намибии. Правительство Намибии высоко оценило труд Ахтисаари. В 1992 г. Ээва и Мартти Ахтисаари были провозглашены почетными гражданами Намибии. После решения Намибийского вопроса Ахтисаари вернулся в Нью-Йорк, где вновь занялся хозяйственными и административными вопросами в ООН. Тогда же в МИДе Финляндии освобождалась вакансия высокого ранга — должность статс-секретаря. Руководство министерством, начавшееся в 1991 г., было для Ахтисаари желанным делом, в особенности потому, что предыдущие годы в департаменте помощи развивающим странам, а также хозяйственноадминистративный опыт, полученный в ООН, создавали хорошие предпосылки для работы. Помимо сугубо административных обязанностей вскоре появились и другие заботы. После войны, начатой Ираком, Ахтисаари возглавил группу, которая должна была подготовить доклад для ООН об изменении ситуации. Главная идея заключалась в том, что с глобальной точки зрения наиболее разумным было бы позволить стране вернуться к нормальной жизни как можно скорее. В США же ожидали высказываний, которые бы дали основания для жестких мер по отношению к Ираку. Доклад не соответствовал таким ожиданиям, что, как полагают, привело к тому, что американцы не поддержали кандидатуру Ахтисаари на пост генерального секретаря ООН. Решение о высшем посте во всемирной организации было найдено, когда африканские страны выдвинули единого кандидата Бутроса Бутроса Гали. В 1992 г. Ахтисаари пригласили стать председателем рабочей группы по Боснии и Герцеговине на конференции ООН по Югославии в Женеве. Однако эту работу пришлось прервать из-за президентской кампании в Финляндии. Дискуссии о преемнике президента Мауно Койвисто развернулись в начале 1990-х гг. несмотря на то, что Койвисто к тому времени еще не высказал своей позиции по вопросу о своем возможном третьем сроке Президентские выборы 1994 г. проходили в обстановке глубокого экономического кризиса. Доверие к традиционным институтам государственной власти пошатнулось, политики оказались неспособными вывести страну из кризиса. Менялась и процедура выборов, поскольку впервые речь шла о прямых всеобщих выборах в два тура взамен системы выборщиков. В публичной дискуссии в качестве возможных кандидатов назывался целый ряд фигур, слабо связанных с партиями и политически полностью независимых. К этой группе принадлежал и Ахтисаари, давший согласие на свое выдвижение в первой половине 1993 г. Многие партии проводили свои внутренние предварительные выборы; социал-демократическая партия предоставила право голоса также и не состоящим в партии. Когда Койвисто объявил о том, что выборную кампанию. На предварительных выборах 16 мая 1993 г. Ахтисаари одержал победу над Сорсой и еще тремя претендентами. Одним из преимуществ Ахтисаари было то, что ему удалось привлечь на свою сторону голоса не состоящих в партии. После предварительных выборов Ахтисаари вернулся к своей работе в Женеве и начал свою президентскую кампанию лишь в конце октября. Тем не менее, до дня выборов 16 января 1994 г. он успел объехать всю страну и принять участие примерно в 300 мероприятиях. В первом туре прямых всеобщих выборов Ахтисаари получил около 26 процентов голосов, что соответствовало данным проводившихся до этого многочисленных опросов общественного мнения. На втором месте была набравшая 22 процента Элизабет Рен, которой, несмотря на то, что она была министром обороны в правительстве Эско Ахо, удалось в ходе своей кампании избавиться от негативного образа человека, связанного с определенной партией. «Финляндия выиграла, проиграли партии», — таков был один из комментариев по поводу появления Ахтисаари и Рен как людей, не принадлежащих к партийным аппаратам. Накануне второго тура большая часть голосов сторонников Раймо Иласкиви и Пааво Вяюрюнена по идеологическим причинам отошла к Элизабет Рен. Согласно опросам общественного мнения, поддержка Мартти Ахтисаари составляла менее 50 процентов. Однако к моменту решающего голосования 6 февраля 1994 г. Ахтисаари удалось ликвидировать отставание и опередить Рен. Немногим более 53 процентов проголосовавших в конце концов высказались за избрание Ахтисаари десятым президентом республики. За Ахтисаари отдали голоса сторонники левых сил и большая часть не связанных с партиями. Как полагают, к Ахтисаари отошло свыше 80 процентов голосов тех, кто голосовал в первом туре за Ээву Куускоски и свыше 70 процентов — голосовавших за «Велтто» Виртанена. Также считается, что за Ахтисаари голосовало свыше 60 процентов сторонников Кейо Корхонена, выступавшего против Европейского Союза, несмотря на то, что «стартовым выстрелом» президентского срока Ахтисаари, начавшегося 1 марта 1994 г., стало обсуждение поддерживаемого Ахтисаари договора о членстве в ЕС. Президентство Ахтисаари началось с замешательства, связанного с тем, что представитель партии центра Эско Ахо не посчитал нужным заявить об отставке правительства, как это обычно делается при вступлении в должность нового президента. Принципиальные разногласия между президентом и правительством возникли, в частности, по вопросу о внешнеполитическом представительстве страны. По мнению Ахтисаари, президенту, руководящему внешней политикой и политикой по вопросам безопасности, следовало участвовать в важнейших мероприятиях. Правительство Ахо полагало, что в ЕС внутренняя и внешняя политика переплетаются между собой так, что роль премьер-министра и министра иностранных дел становится ведущей. Ахтисаари настоял на своем, и когда после президентских выборов 1995 г. было сформировано коалиционное правительство Пааво Липпонена, распределение ролей стало более четким, а разногласия по вопросу о представительстве отошли на второй план. На состоявшемся в октябре 1994 г. референдуме 57 процентов проголосовавших поддержали вступление страны в Европейский Союз, что позволило осуществить вступление с начала 1995 г. Содействие системе европейской коллективной безопасности и сотрудничеству северных стран, а также политика безопасности без членства в НАТО — вот основные направления внешней политики Ахтисаари. Наиболее заметным событием стал саммит в Хельсинки 20-21 марта 1997 г., на котором президенты Борис Ельцин и Билл Клинтон договорились о принципах расширения НАТО, продолжении разоружения, а также о некоторых экономических вопросах. Ахтисаари довольно часто бывал за границей, в частности, устанавливая важные с точки зрения внешней торговли контакты. В поездках по стране он выполнил обещание поддерживать диалог с «обычными» финнами, данное во время предвыборной кампании. Кульминацией президентского срока Ахтисаари стала деятельность в качестве мирного посредника во время войны в Косово совместно с бывшим российским премьер-министром Виктором Черномырдиным. Война, продолжавшаяся около двух с половиной месяцев, закончилась, когда президент Югославии Слободан Милошевич 3 июня 1999 г. согласился с предложенными Ахтисаари и Черномырдиным условиями мира, выработанными совместно НАТО и Россией. В результате успешных переговоров в адрес Ахтисаари, а вместе с ним и Финляндии звучало много положительных отзывов. По окончании президентского срока в феврале 2000 г. Ахтисаари участвовал во многих международных посреднических миссиях. Правительство Великобритании объявило 6 мая 2000 г., что Марти Ахтисаари и Сирил Рамафоса назначены руководить инспекцией арсеналов Ирландской Республиканской армии (ИРА) в Северной Ирландии. За день до этого ИРА объявила об окончательном разоружении, чтобы дать коалиционному правительству унионистов и республиканцев возможность содействовать самоуправлению Северной Ирландии. До лета 2001 г. было осуществлено три инспекции, из которых последняя была перенесена с начала 2001 г. на конец апреля того же года из-за запретов на передвижение в связи с эпидемией ящура. Несмотря на инспекции и обеспечение безопасного хранения оружия в соответствии с договоренностями, политическое положение продолжало оставаться нестабильным, а окончательный мир в регионе так и не наступил. В июле 2000 г. Ахтисаари был приглашен в группу «трех мудрецов», куда кроме него входили Джоен Фроуайн и Марчелино Ореха. Перед группой была поставлена задача подготовить доклад о приверженности правительства Австрии общеевропейским ценностям и о положении в австрийской Партии свободы. 8 сентября 2000 г. Доклад был представлен президенту Франции Жаку Шираку, поскольку Франция как страна-председатель ЕС координировала бойкот Австрии. Во многом в соответствии с основными положениями доклада Австрии удалось вернуть свое положение в ЕС. Президент Ахтисаари активно участвовал в работе многих между народных организаций. Совместно с американцем Джорджем Ф. Расселом он был председателем правления института EastWest. Он также является председателем международной брюссельской кризисной группы International Crisis Group и организации War-Torn Societies Project International. Требует времени и председательство в Международном молодежном фонде (International Youth Foundation) и Фонде детей и юношества Балкан. Ахтисаари состоит также во многих других организациях, как например в «Институте Открытое Общество», в группе советников фондов Сороса и в организации «Международная демократия и помощь при выборах» (International Democracy and Electoral Assistance (IDEA)). В Финляндии Ахтисаари входит в правление АО Elcoteq Network и UPM-Kymmene. Он также избран почетным председателем форума Pro Baltica, председателем Международного почетного комитета друзей Выборгской библиотеки, членом правления международной ассоциации Inter Press Service International Association, членом комитета по проведению музыкальных праздников в Наантали и совета Северного исследовательского форума. Предпосылкой для исполнения перечисленных выше обязанностей стало открытие самостоятельного агенства, за которым стоит объединение «Инициатива по преодолению кризисов» (Crisis Management Initiative ry). Объединение организует и финансирует деятельность агенства Ахтисаари. Финансирование поступает главным образом от вышеупомянутых организаций и международных фондов.
Новости премий мира:
Убийца Садата выпущен на свободуИсламисты не простили Садату мира с Израилем Власти Египта выпустили на свободу человека, находившегося в заключении за организацию убийства презид... |
Лех Валенса /Лешек Михал Валенса/Lech Walesa /Leshek Mihal Valensa/ ( 29.09.1943 года [с. Попово]) Польша (Poland) В понедельник первому президенту обновленной Польши, лиде... |
Китайский диссидент Лю Сяобо приговорен к 11 годам тюрьмыЛю Сяобо - один из авторов так называемой Хартии 08 , открытого письма к властям КНР, авторы которого требуют соблюдения в Китае прав человека и пр... |
Юмористические премии мира:
Принципы номинирования на Шнобелевскую премиюОФИЦИАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ НАГРАЖДЕНИЯ - Шнобелевская премия выдается за «достижения, которые невозможно или не нужно воспроизводить». |
Шнобелевская премия – самые идиотские изобретенияВ университете Гарварда состоялась церемония награждения т.н. Шнобелевской премии – IG Nobel. Ее вручают за самые глупые изобретения и исследовани... |
Шнобелевская премия-2010В Гарвардском университете (Harvard University), США, прошла двадцать первая церемония вручения «Шнобелевской премии» (Ig Nobel prize), присуждаемой... |