Главная >> Кинопремии >> Все под Оскаром ходим



Все под Оскаром ходим

Премии мира - Кинопремии

все под  оскаром  ходим

Мы слишком подобострастно относимся к Оскару . Как и весь голливудский кинопоток, Оскар - другая цивилизация, имеющая к нам лишь косвенное отношение. Мы же нагнетаем ажиотаж, азартно обсуждаем шансы той или иной картины. И через полгода тотально их забываем , - уверен обладатель Оскара , председатель российского оскаровского комитета режиссер Владимир Меньшов

- Владимир Валентинович, сейчас, в разгар сезона кинопремий, самое время поговорить об Оскаре . И вообще о наградах: какое значение имеют все эти Ники , Золотые глобусы и Орлы ?

- Что касается Оскара , то, думаю, мы слишком подобострастно к нему относимся. Оскар , как и весь голливудский кинопоток, - другая цивилизация, имеющая к нам лишь косвенное отношение. Мы же нагнетаем ажиотаж, азартно обсуждаем шансы той или иной картины. И через полгода тотально их забываем.

- Все-таки странно слышать это от оскаровского лауреата.

- Нынешний американский кинематограф разительно отличается от того, на котором я воспитывался. Сейчас это скорее шоу, что-то более близкое к эстраде, цирку, нежели к высокому искусству. Число зрительских посещений, касса - все растет, но не покидает ощущение тупиковости, даже гибельности пути, которым идет Голливуд.

- Кино относится к индустрии развлечений, а любая индустрия предусматривает некую усредненность, вал. Все-таки наш зритель возвращается сегодня в кинотеатры благодаря в первую очередь именно американскому кино.

- Радость-то пополам с печалью. Это как наркотик: сначала приятно, а потом не отвыкнешь и не вылечишься. Жалко великих актеров - Николсона, Де Ниро, - вынужденных играть каких-нибудь маловразумительных полицейских и всякий раз напяливать то парик, то очки, чтобы их герои отличались друг от друга. А в паре с ними обязательно должен сниматься негр, но его нельзя называть негром. А еще у них должен быть испаноговорящий коллега. И все уже сводится к тому, у кого выше взлетит взорванная машина, у кого круче компьютерные эффекты и кто больший бюджет освоит. Жахнул 200 миллионов - заработал миллиард.

- Что в этом плохого? Это же производство, технология.

- Да, но и 30 лет назад была технология. Картины стоили несравнимо меньше, но это были великие картины. Не думаю, что мое брюзжание связано с возрастными комплексами. Никто сегодня не может спрогнозировать, вернемся ли мы к тому прежнему кино или роковая черта уже пройдена. Возможно, нишу, в которой кино существовало раньше, займут другие искусства.

- И все-таки у американцев существует целая отлаженная киноиндустрия, в которую органично вписаны и всяческие премии. В России существует множество фестивалей и премий, а индустрии пока нет. Какое место занимают отечественные премии и награды у нас?

- Центральное, главное место. И это несправедливо. В той же Америке картины в преддверии Оскара прокатываются в течение года. Нередко мощный зрительский успех перевешивает даже оценки критиков. Именно так случилось с Властелином колец . А цифры кассовых сборов на наших фильмах так исчезающе малы, что их можно не принимать во внимание. Поэтому единственной возможностью отметиться становится фестивальный приз - потом на обложке видеокассеты можно обозначить, что фильм стал лауреатом. Тенденция нездоровая, поскольку получается, что сообщество кинематографистов само себя аттестует. А оно куда больше склонно к роковым ошибкам, чем сообщество зрителей, мнение которых мы в свое время недооценивали. Есть группа интеллектуалов, берущая на себя право от имени всех судить, что хорошо, а что плохо.

- Но вы же сами входите в жюри фестивалей, имеете непосредственное отношение к распределению Золотых орлов и Ник .

- При всем уважении к этим премиям нужно признать: мы все определяем на глазок, на основании личных симпатий и антипатий, не принимая во внимание такую важнейшую составляющую, как зрительский успех картины. Не хочу никого обидеть, но анкету Золотого орла я получил в этом году за сутки до церемонии. Нужно было срочно поставить плюсы и минусы. Успели ли обработать полученные в последний момент анкеты, сколько из них вообще не дошло до голосования - вопросы, на которые у меня нет ответа. Неплохо было бы ввести ту самую открытость и прозрачность, которую нам обещали при учреждении этой премии. Потому что результаты Золотого орла не внушают доверия - очень уж они напоминают итоги какого-нибудь фестиваля, где жюри, чтобы никого не обидеть, равномерно распределяет награды между всеми претендентами.

На Нике - свои приколы. Не знаю, как сейчас, но прежде возникали серьезные подозрения во вмешательстве руководства премии в корректировку результатов. Процедура сопровождалась чрезмерной секретностью.

- В конце концов любая премия - это ведь тоже сплошная секретность. А уж что касается вашего личного Оскара - секретность вдвойне. Вы ведь о собственном лауреатстве узнали, кажется, по радио.

- Да, и было это 1 апреля. Москва слезам не верит - мой второй фильм, всего второй. Многие осуждали меня уже за выбор сценария: кому, мол, сейчас нужны такие истории? Картина была, как сказали бы сегодня, вне мейнстрима.

- Что было мейнстримом?

- Некое авторское начало, обилие аллюзий, тонких намеков, понятных только посвященным. Неудивительно, что в Москве... многие артисты отказывались сниматься, звезд в картине, кроме Баталова, не было. Группа поначалу в меня не верила. Но уже в процессе работы я обнаружил, что даже черновой материал задевает людей за живое. Директор Мосфильма Николай Трофимович Сизов, вовсе не склонный к сантиментам, вдруг предсказал, что Москва слезам не верит принесет множество наград и море зрительской любви. Первые день-два проката фильм шел обычно, а на третий на него оказалось невозможно купить билет. Четыре месяца фильм не сходил с экрана двух главных московских кинотеатров - России и Октября . Когда я впервые увидел очередь на Пушкинской площади, сначала решил, что попал на митинг диссидентов. Потом - что в магазине дают дефицит. Когда осознал, что люди хотят посмотреть мой фильм, испытал 20 секунд абсолютного, полного счастья.

Но этот успех не был никем санкционирован и потому приравнивался кинематографической публикой к преступлению. Были еще и мировоззренческие расхождения. Сдвинутая на политике часть общества восприняла картину чуть ли не как воспевание советского строя. Получение Оскара стало для этих людей оглушительной пощечиной. А сам я услышал об этом по радио. И случилось это 1 апреля. Я был невыездной. Причем устроило это не КГБ, а коллеги, написавшие два доноса по поводу моего поведения за границей. Картина каталась по миру без меня, а Оскара получал наш атташе по культуре, что было для страны позорно. Противно рассказывать про свои страдания, которые неотличимы от сегодняшних мук, связанных с поиском денег на новую картину. Хотя нынешние, пожалуй, посерьезнее будут.

- Увидели вы свой Оскар только на первой Нике ?

- Да. Он стоял у Ермаша (председатель Госкино СССР. - Итоги ) в кабинете. Очень рад, что выхватил статуэтку на сцене и отнес домой, хотя меня предупредили, что дадут в руки и тут же отберут. Думаю, перестройку этот Оскар вряд ли бы пережил и скорее всего пылился бы сегодня на чьей-нибудь начальнической даче.

- Оскар сыграл в вашей жизни и еще одну роль: вот уже не первый год вы возглавляете российский оскаровский комитет. Как он работает?

- Несколько лет назад мы выдвинули от России фильм Сокурова Молох и получили от Американской киноакадемии цигаркой в харю . Они прислали раздраженное письмо: что же вы предлагаете нам кино про Гитлера - нациста, преступника номер один? Ни черта они не поняли в этой картине! Осталась отметина - стало ясно, что смотреть фильм надо их глазами , поскольку после нас его увидят 5 тысяч американских киноакадемиков. Но, конечно, не это самое главное.

- А что главное?

- Должна появиться картина - яркая, талантливая. Желательно еще, чтобы она была одна.

- Чтобы не возникало ситуации, когда вас только ленивый не упрекнул в том, что вы Кукушке Рогожкина предпочли Дом дураков Кончаловского?

- Именно поэтому желательно, чтобы картина была безоговорочно лучшей. Да еще и в прокате прошла успешно, что в наших условиях очень проблематично. Что ни говори, цифра в 100 миллионов зрителей, посмотревших фильм Москва слезам не верит , действовала на американцев магически.

- Но, скажем, фильмы Гайдая, тоже собиравшего феноменальную кассу, как-то трудно представить себе в оскаровской номинации.

- Совсем по другой причине: гайдаевский юмор все-таки слишком наш , его могут не понять люди с иной ментальностью. Другое дело, что Гайдай не представлялся на фестивалях и не получал наград. Ему даже Нику за заслуги не успели вручить. Для нашей киноэлиты Гайдай слыл примером пошлости и дурного вкуса, и эта чудовищная точка зрения пропагандировалась среди студентов. Поступая во ВГИК, ребята, наизусть знавшие Бриллиантовую руку , стыдились признаться в любви к Гайдаю, Рязанову, Данелии: вдруг обвинят в отсутствии вкуса?

- Как проходят заседания оскаровского комитета? Вы садитесь рядком и вспоминаете снятые за год фильмы?

- Отборочная комиссия выдвигает какое-то количество названий. Половина из них сразу отвергается. В ситуации, когда нет бесспорного лидера, возникают дополнительные факторы: настойчивость лоббистов, политкорректность, международные награды. Два года подряд мы учитывали, что и Дом дураков , и Возвращение имели призы Венецианского фестиваля, а это означало, что западный мир это кино понял и принял. Было бы глупо не обратить на это внимания.

- И все же Возвращение в номинацию не попало.

- Повторю: мы слишком большое значение придаем результатам Оскара . А в них велики элементы случайности, влияние политкорректности. Даже такие авторитетные премии, как Нобелевская, несвободны от ошибок. Но писатели, ученые, не удостоенные этой премии, не стали от этого менее великими. Так и в кино. Возвращение уже столько всего получило, что даже немного страшно за Андрея Звягинцева - ему ведь не помирать ложиться, а вторую картину начинать.

- А чего вы вообще ждете от режиссеров, только-только входящих в большое кино? Сами вы всегда были сторонником жанрового кино. Даже свою студию назвали Жанр . Что сейчас происходит с жанрами? Какие есть, каких не хватает?

- Думаю, не хватает хороших комедий. Их всегда не хватало. Мелодрама вся ушла в телесериалы. Но мелодрама никогда не умрет, а комедия может. Пока здесь никто не заявил о себе, как случилось в конце пятидесятых, когда одновременно пришли три равновеликих, подстегивающих друг друга комедиографа - Гайдай, Рязанов и Данелия. Комедия, особенно эксцентрическая, фарсовая - штучная работа, более трудная, чем производство фильмов-колоссов, где работа режиссера сродни работе военачальника. В комедии никакая команда не заменит режиссерского таланта. Как только он иссякнет, ничего уже не спасет. Так случилось в свое время с Гайдаем, последние фильмы которого были бледной копией его великих комедий.

- Тогда вопрос к Меньшову-режиссеру. В каком жанре вам хочется сделать следующую картину?

- Я действительно что-то начинаю, но проблемы финансирования еще не решены, и мне не хочется раньше времени говорить об этом. Мне интересны все жанры. С огромным удовольствием поработал бы с детективом. Много лет не видел ничего подобного тому, что смотрел в детстве, когда мы не знали еще иностранного слова саспенс и с замиранием сердца смотрели на экран в напряженном ожидании.

- А еще лет 10-15 назад священной коровой был так называемый авторский кинематограф.

- Для меня трагедия, когда из тысячного зала во время сеанса выйдут хотя бы один-три человека. А люди, делающие авторское кино, допускают возможность, что на их гениальных фильмах в зале останется три зрителя. Мой учитель Михаил Ильич Ромм еще на первых лекциях говорил, что драматургия и режиссура сводятся к умению в течение полутора часов удерживать зрителя. Я пришел в кино в очень благополучные времена. На каждого среднестатистического зрителя страны приходилось 19 посещений кинотеатра в год, кинематограф отчислял деньги на медицину и образование, а на каждый вложенный в него рубль давал 10 рублей прибыли. Естественной реакцией интеллигенции стало стремление к чему-то иному - глубокому, философскому, малопонятному. Тон новому кино задал Тарковский.

- Тарковский был гоним, его фильмы подвергались купюрам и ложились на полку. В какой-то степени это тоже работало на популярность авторского кино?

- Конечно. Все перемешалось: диссидентство, эффект запретного плода. Хотя, кстати, многие картины, о которых сегодня пишут, что их не выпускали на экраны, запрещены не были. Да, Андрей Рублев Тарковского вышел не в первой редакции, но фильм Иоселиани Жил певчий дрозд я сам смотрел в кинотеатрах и друзей посылал смотреть. И Агонию долго мурыжили, но в конце концов выпустили. И многие другие картины. Важно было заработать себе репутацию гонимого - ты моментально уходил из-под ударов критики. Если в фильме требовали что-то убрать, сократить, а режиссер делал это не сразу, он становился героем. В семидесятые годы все это стало похоже на сумасшествие, на самоубийство. Уже к восьмидесятым кино перестало приносить доход, выравнялось по затратам и прибыли. Последний взлет проката пришелся на 1981 год, когда почти одновременно вышли Москва слезам не верит , Экипаж и Пираты ХХ века . Чиновники Госкино рапортовали о выполнении двухгодичного плана и решили, что схватили бога за бороду. На самом деле это была агония зрительского кинематографа. Молодые люди поступали на режиссерский факультет и мечтали о славе Тарковского и Антониони. А не Чаплина, Ромма или Пырьева.

- Невеселым получается краткий курс истории отечественного кино последних десятилетий.

- Мы привели кино к этой грани в глупой уверенности, что его расцвету мешают только цензура, начальство. Между тем утратилось само представление о том, что такое зрительское кино. В широком смысле это вопрос мировоззренческий: была утрачена связь с народом. Кино стало столичным, да и в столицах существовало лишь для узкого круга. Но ведь кинематограф по самой природе своей в отличие, скажем, от театра не может существовать вне широкой публики. Так что неверно говорить, будто зрителя отучили от кино американцы. Сначала это сделали мы сами.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости премий мира:

Автор развала Сербии Марти Ахтисаари получил нобелевскую пре

News image

Нобелевская премия мира за 2008 год присуждена экс-президенту Финляндии Марти Ахтисаари за его тридцатилетнюю миротворческую деятельность на разных ...

Лех Валенса /Лешек Михал Валенса/

News image

Lech Walesa /Leshek Mihal Valensa/ ( 29.09.1943 года [с. Попово]) Польша (Poland) В понедельник первому президенту обновленной Польши, лиде...

Суд отклонил апелляционную жалобу китайского диссидента

News image

11 февраля суд отклонил апелляционную жалобу Лю Сяобо - китайского диссидента, выступившего против правившей партии. Писатель - прозаик, работавший ...

Юмористические премии мира:

Принципы номинирования на Шнобелевскую премию

News image

ОФИЦИАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ НАГРАЖДЕНИЯ - Шнобелевская премия выдается за «достижения, которые невозможно или не нужно воспроизводить».

Процедура вручения Шнобелевской премии

News image

Шнобелевкие премии присуждают каждый год в десяти номинациях (номинации не фиксированы, постоянно возникают новые). В качестве жюри выступает Совет ...

О премии Дарвина

News image

Венди Норткатт (Wendy Northcutt) Родилась 17 сентября 1963 года.

Муз премии:

Грэмми покорили Леди Гага и еще три леди

News image

Поп-певица Леди Гага и кантри-трио Lady Antebellum получили музыкальные премии Грэмми в большинс...

Награда для Джули Эндрюс

News image

Премию Грэмми за пожизненные достижения в музыке получит в этом году знаменитая актриса и певица Д...

Майкл Джексон получит Grammy посмертно

News image

Король поп-музыки Майкл Джексон посмертно представлен к одной из самых престижных в мире наград Gr...

Кинопремии:

В Лос-Анджелесе вручают «Золотые глобусы»

News image

Лос-Анджелес, 16 января. В США проходит церемония вручения одной из самых престижных кинопремий – ...

В Гонконге прошла презентация кинопремии Азиатский Оскар

News image

В Гонконге состоялась презентация новой кинематографической награды Asian Film Awards, которую орг...

Лит-премии:

Мужество просвещения/Вручены премии за научно-популярную литературу

News image

В Москве состоялось награждение лауреатов «Просветителя» — единственной в России премии в области ...

Премия Ренодо

News image

Премия Ренодо (или премия Теофраста Ренодо) — французская литературная премия, созданная в 1926 го...

Авторизация



Известные премии и их лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image

Нобелевские лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image