Главная >> Лауреаты нобелевской премии мира >> Эмили Грин БОЛЧ (Balch)
Эмили Грин БОЛЧ (Balch)
8 января 1867 г. – 9 января 1961 г.
Нобелевская премия мира, 1946 г.
совместно с Джоном Моттом
Американская экономистка, провозвестница социальных реформ и активистка движения за мир Эмили Грин Болч родилась в старинном новоанглийском семействе близ Бостона (штат Массачусетс). Вторая дочь Фрэнсиса Вернье Болча и Эллен Марии Нойес Б. была воспитана в традициях унитаризма, предусматривавшего строгость мышления, самодисциплину и высокие требования морали. Отец Б. был состоятельным адвокатом, в прошлом – помощник Чарлза Самнера, пацифиста и аболициониста.
На примере биографии Б. можно видеть, насколько расширились в конце XIX в. возможности получения образования для женщин. В 1886 г. Б. поступила в недавно созданный женский колледж, и три года спустя ей была присвоена степень бакалавра; преподаватели характеризовали Б. как человека «неподражаемой красоты души». В течение следующих двух лет Б. посещала лекции в Сорбонне, изучая французскую систему помощи бедным.
Вернувшись из Европы в 1891 г., Б. стала социальным сотрудником Бостонского общества помощи детям. В следующем году совместно с энтузиастами домов-коммун она основала в Бостоне Денисон-Хаус. Тогда же Б. увлеклась профсоюзным движением и в 1893 г. вступила в Федеральный союз труда. Но, ощущая постоянную потребность «приносить пользу», Б. вскоре пришла к выводу, что более эффективным будет преподавательская деятельность, в рамках которой можно было бы «пробуждать в ученицах желание трудиться для улучшения социальных условий». Вдохновленная этой целью, Б. принялась за изучение экономики в колледже Гарвард-Эннекс (позже переименованном в Рэд-клифф-колледж), в Чикагском университете, завершив образование в Берлинском университете (1896).
Завершив обучение, Б. начала преподавать экономические науки в колледже Уэльсли, где ее коллегами стали Кэтрин Коман, Вида Скаддер, Эллен Хэйес. Необычные по тематике и содержанию курсы Б. освещали вопросы социализма, теории потребления, труда, иммиграции, роли женщин в экономике. Одна из ее учениц, Мэри Вьюмен, позже рассказывала, что Б. стремилась донести до слушателей необходимость отказа от классовых и расовых предрассудков.
Академические занятия Б. дополнял интерес к реформизму, постепенно она сблизилась с людьми радикальных взглядов. Б. часто поддерживала непопулярные забастовки, в 1902 г. она стала одним из основателей бостонского отделения Женской профсоюзной лиги, организации, добивавшейся повышения зарплаты и лучших условий труда для женщин. Объявив себя социалисткой в 1906 г., Б. стала исполнять различные государственные и муниципальные обязанности. В 1913 г. она возглавила комиссию по минимальной заработной плате, которая провела первый национальный закон о минимуме оплаты труда.
Увлечение Б. социальными вопросами не только обогатило ее преподавательскую деятельность, но и побудило к научной работе. В 1904...1906 гг., изучая проблемы иммиграции и расизма, она посетила ряд славянских общин в США и даже совершила поездку в Австро-Венгрию, откуда прибывала основная масса иммигрантов. Результатом исследований стала публикация книги «Наши сограждане – славяне» («Our Slavik Fellow Citizens», 1910), где опровергнуты взгляды о расовой неполноценности славян, на которые опирались требования об ограничении иммиграции. В 1913 г. Б. заняла профессорскую должность в колледже Уэльсли и была на пять лет избрана деканом отделения экономики и социологии.
С началом первой мировой войны Б., Джейн Аддамс и 40 других активисток образовали делегацию США на Международном конгрессе женщин 1915 г. в Гааге; стремясь выработать план окончания войны, Б. пришла к выводу, что международный пацифизм наиболее подходящее средство для выражения ее взглядов. В течение двух лет Б. писала статьи для либерального журнала «Нэйшн», выступая против войны, мобилизации, законодательства о шпионаже. Как член Комитета против милитаризма (существовал до возникновения Американского союза гражданских свобод) Б. защищала противников войны и принимала участие в их демонстрациях. Администрация колледжа Уэльсли неоднократно выражала недовольство взглядами Б., и в 1918 г. она оставляет работу.
С тех пор Б. полностью посвятила себя борьбе за мир. В 1919 г. она участвовала в работе 2-го Международного конгресса женщин, учредившего Женскую международную лигу за мир и свободу. Первый секретарь-казначей лиги Б. видела цель организации в отказе от воины. В связи со своими новыми обязанностями она вступила в тесный контакт с только что созданной Лигой Наций. Переписка с ее руководителями показывает широту интересов Б.: среди обсуждавшихся вопросов – международное разоружение, вступление в Лигу Албании, борьба с наркоманией, защита прав меньшинства.
В 1926 г. Б. представляла Женскую лигу в комиссии, обследовавшей условия жизни в оккупированной Гаити; отчет комиссии, одним из авторов которого была Б., рекомендовал вывод американских войск и самоуправление острова. Б. находилась у истоков межнациональных воскресных школ. Отдавая много сил работе в различных комиссиях, Б. отличалась также способностью примирять различные точки зрения, приводить спорящие стороны к согласию. Стремление к сотрудничеству, по мнению Б., на международной арене могло бы обеспечить прочный мир.
В 30-е гг., встревоженная гонениями на евреев в нацистской Германии, Б. приняла участие в судьбе беженцев. Начало второй мировой войны поставило Б. перед необходимостью определить свое отношение к пацифизму. После нападения Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. Б. отошла от абсолютного пацифизма и приветствовала вступление Америки в войну. Однако от имени Лиги она оказывала помощь американцам японского происхождения, интернированным в специальные лагеря. Б. осудила правительственную политику, нацеленную на безоговорочную капитуляцию Японии, полагая, что это затянет войну; в 1944 г. она представила президенту Франклину Д. Рузвельту предложения о послевоенном умиротворении.
В 1946 г. Б. стала второй американкой, удостоенной Нобелевской премии мира. Она была награждена за «многолетний, неутомимый труд на благо мира». Б. разделила премию с Джоном Моттом. Болезнь сердца помешала ей присутствовать на церемонии вручения, Нобелевскую лекцию «К единству человечества. Преодолеть национализм» она представила позже, во время поездки в Норвегию в апреле 1948 г.
Поднимаясь над традицией, разделяющей народы, Б. считала себя дома повсюду, где бы она ни находилась. Она называла себя «безличным существом», способным жить одними книгами, религией и природой. «От нас не требуется поклонение той или иной утопии, вера в превосходный мир, – говорила Б. в Нобелевской лекции, – надо всего лишь вооружиться мужеством, надеждой, готовностью к труду и сохранить идеалы достоинства и великодушия».
В 1956 г. Б., не имевшая семьи, переехала в Кембриджскую лечебницу (штат Массачусетс), где и скончалась в 1961 г.
Читайте: |
---|
Новости премий мира:
Запад издевается, наградив премией мира Ахтисаари - ЖириновсПрисуждение премии мира 2008 года экс-президенту Финляндии Марти Ахтисаари за миротворческую деятельность, в том числе за урегулирование в Косово, в... |
Лауреат Нобелевской премии мира Мухаммад Юнус уволен с постаЛауреат Нобелевской премии, отец микрокредитования Мухаммад Юнус уволен с поста основанного им банка Grameen, сообщает Agence France Presse со ссылк... |
Российская правозащитница Ганнушкина выдвинута на НобелевскуИзвестная российская правозащитница Светлана Ганнушкина номинирована на Нобелевскую премию мира 2011 года. В список, насчитывающий 241 кандидата, вк... |
Юмористические премии мира:
Премия ДарвинаПремия Дарвина («Darwin Awards») — виртуальная премия, ежегодно присуждаемая лицам, которые наиболее глупым способом умерли или потеряли способность... |
О премии «Привет, Дуралеи!»Во всемирной паутине существует множество интернет-премий. В том числе и за глупость. За рубежом уже не первый год выбирают самого глупого человека ... |
Объявлены лауреаты Шнобелевской премии за 2009 годПремия-пародия на всемирно известную Нобелевскую премию - Ig Nobel Prize (Шнобелевская или Антинобелевская премия – обнародовала имена лауреатов за ... |