Главная >> Биографии лауреатов >> Десмонд ТУТУ (Tutu)



Десмонд ТУТУ (Tutu)

Лауреаты - Биографии лауреатов

десмонд туту (tutu)

род. 7 октября 1931 г.

Нобелевская премия мира, 1984 г.

Южно-африканский архиепископ Десмонд Мпило Туту родился в Клерксдорпе (провинция Трансвааль), в районе золотых приисков. Его отец, Захария Туту, происходивший из племени банту, преподавал в методической школе. Мать, Алетта, происходила из племени тсвана и была домашней служанкой. Крещенный в методической церкви, Т. затем вслед за родителями перешел в англиканскую церковь. После того как семья переехала в Йоханнесбург, он избрал себе наставником Тревора Хаддлстона, англиканского священника, выступавшего против апартеида.

Окончив среднюю школу в Йоханнесбурге, Т. получил диплом в колледже для банту в Претории, а затем степень бакалавра в Йоханнесбургском университете. С 1954 по 1957 г. Т. преподавал в средней школе. В 1955 г. он женился на Ли Номализо Шенксане, у них родились три дочери и сын.

В 1957 г., после того как правительство ввело дискриминационную систему образования для банту, Т. в знак протеста подал в отставку и решил стать священником. По примеру отца Хаддлстона он вступил в Общину искупления, предусматривавшую ежедневное причастие, регулярные молитвы, уединенное размышление. Опыт углубил его веру. В 1960 г. теологический колледж св. Петра присвоил Т. степень лиценциата теологии, а год спустя Т. был рукоположен в священники по англиканскому обряду.

Смена вероисповедания Т. совпала с серьезными политическими переменами в Южной Африке. В 1910 г. Южно-Африканский Союз был учрежден как конституционная монархия в составе британского Содружества наций. После второй мировой войны Национальная партия, в которой доминировали африканеры, внедрила в государстве систему расовой сегрегации, более известной под названием апартеида. В 50-х гг. дальнейшее ограничение свобод черного населения вызвало взрыв возмущения в стране и критику за рубежом. Под руководством Альберта Лутули Африканский национальный конгресс пытался найти мирное решение конфликта, но в 1960 г. был запрещен. В октябре белое меньшинство на референдуме высказалось за выход из британского Содружества и республиканскую форму правления. 31 мая 1961 г. Южно-Африканский Союз был переименован в Южно-Африканскую Республику.

Т. служил в церкви св. Альбана в Бенони (1960...1961), а затем в церкви св. Филиппа в Олбертоне (1961...1962). Четыре последующих года он учился за границей, получив степень бакалавра по богословию и степень магистра по теологии в Лондонском королевском колледже. Вернувшись в Южную Африку, Т. читал лекции в Федеральной теологической семинарии в 1967...1969 гг. и в Национальном университете Лесото в 1970...1971 гг.

Т. позже вспоминал, что опыт, полученный в Англии, помог ему «самоутвердиться», приобрести уверенность для спора с белыми. В 1972 г. Т. как заместитель директора Фонда теологического образования вновь посетил Англию, потом путешествовал по Африке и Азии. Вернувшись на родину в 1975 г. он был назначен настоятелем Йоханнесбургского собора, а через год – епископом Лесото.

Для Т. религия и политика не разделялись. «Бог выступает в Библии прежде всего как олицетворение политического опыта, средство освобождения рабов от ига», – указывал Т. В 1976 г., когда молодежь Соуэто стала на путь насилия, Т. совместно с негритянским активистом Нхато Мотланой сумел направить ярость толпы в русло мирных демонстраций. Тем не менее жертвами июньских мятежей стали 600 цветных из Соуэто. О возможности вспышек насилия Т. предупреждал в письме премьер-министру Валтасару Форстеру, в результате правительство стало относиться к епископу с подозрением.

В 1978 г. Т. стал генеральным секретарем Южно-африканского совета церквей. Под его руководством организация из 13 млн. христиан, 80% которых были цветными, потребовала от правительства покончить с системой апартеида. Большая часть бюджета Южноафриканского совета шла на помощь цветным, находящимся в заключении, а также их семьям. В 1979 г. Т. открыто критиковал южно-африканское правительство за насильственное переселение цветных жителей из городов в племенные резервации. Находясь в Дании, Т. вызвал раздражение руководителей ЮАР своим выступлением по телевидению, во время которого призвал датское правительство не покупать южноафриканский уголь.

Хотя его паспорт дважды отбирали, что в ЮАР рассматривается как серьезное предупреждение, Т. продолжал призывать к экономическим санкциям против ЮАР. Он также предупреждал правительство о том, что нежелание изменить политику неизбежно приведет к кровопролитию. В ответ на это была создана комиссия Элоффа для изучения финансового положения Южно-африканского совета церквей. В отчете комиссии, опубликованном в феврале 1984 г., критиковалось управление финансами совета и поддержка запрещенного Африканского национального конгресса, комиссия предложила считать призывы к санкциям против ЮАР преступными.

В конце того же года было объявлено о присуждении ему Нобелевской премии мира. Представитель Норвежского нобелевского комитета Эгиль Орвик отметил: «Премию этого года следует рассматривать как признание мужества и героизма, проявленных черными южно-африканцами, которые мирными средствами борются против апартеида... Комитет хотел бы подчеркнуть, что премия мира есть знак поддержки не только Т. и возглавляемого им Южно-африканского совета церквей, но всех людей и групп Южной Африки, которые завоевали симпатии своей приверженностью к человеческому достоинству, братству и демократии».

В Нобелевской лекции Т. выразил уверенность в том, что «мира нет там, где нет справедливости». «Будем же миротворцами, – говорил Т., – им дана благая доля Всевышним. Если мы хотим мира, станем трудиться во имя справедливости. Превратим же наши мечи в плуги».

В ноябре 1984 г. синод англиканских епископов назначил Т. первым черным епископом Йоханнесбурга, а два года спустя он стал архиепископом. Став епископом, Т. поселился в «черном» предместье Соуэто, вместо того чтобы жить в епископской резиденции, расположенной в белом квартале.

Хотя напряженность в ЮАР не уменьшилась с тех пор, как Т. получил Нобелевскую премию, он продолжал придерживаться умеренной позиции. Его проповедь мирных перемен все чаще попадала под огонь критики радикалов. «Мы боремся не для подавления кого бы то ни было, – терпеливо пояснял Т., – но для всеобщего освобождения».

Т. совершал дальние поездки для расширения экономических санкций против ЮАР; в США он встречался с деловыми и политическими лидерами. В январе 1986 г. выступая в Атланте, Т. предупредил о возможной кампании гражданского неповиновения, если правительство ЮАР не откажется от политики расовой дискриминации. У себя на родине он призывал всех цветных к единству. По мере усиления конфронтации Т. было все труднее совмещать роли умеренного в черной общине и апостола мира в глазах белых.

Во время церемоний 1985 г. в соборе Девы Марии Т. призвал белое меньшинство Южной Африки отнестись с пониманием к цветным. «Дело в том, что мы обычные люди. Мы также любим находиться в обществе жен, мы радуемся, когда дети встречают нас вечером, после работы. Здесь нет ничего сверхъестественного, – говорил Т., – это потребность любого человека. Мы хотим видеть новую Африку, где все мы, черные и белые, могли бы идти навстречу будущему, которое Господь для нас откроет».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости премий мира:

В Стокгольме и Осло вручают Нобелевские премии

News image

В столицах Швеции и Норвегии в четверг, 10 декабря, пройдет кульминация нобелевских торжеств — вручение премий и праздничный банкет для лауреатов и ...

Китайского диссидента Лю Сяобо посадили на 11 лет

News image

К 11 годам тюрьмы приговорили известного китайского диссидента, писателя и бывшего преподавателя университета Лю Сяобо за подстрекательство к подры...

В Осло прошла церемония награждения Нобелевской премией мира

News image

Церемония награждения китайского правозащитника Лю Сяобо Нобелевской премией мира за 2010 год началась в Осло в 15:00 по московскому времени Соглас...

Юмористические премии мира:

Шнобелевская премия – самые идиотские изобретения

News image

В университете Гарварда состоялась церемония награждения т.н. Шнобелевской премии – IG Nobel. Ее вручают за самые глупые изобретения и исследовани...

Шнобелевские премии

News image

Название Ig Nobel Prize представляет собой игру слов. На английском языке Нобелевская премия называется Nobel Prize, схожее со словом «noble» прилаг...

Объявлены лауреаты Шнобелевской премии за 2009 год

News image

Премия-пародия на всемирно известную Нобелевскую премию - Ig Nobel Prize (Шнобелевская или Антинобелевская премия – обнародовала имена лауреатов за ...

Муз премии:

Призовой фонд XIV Международного конкурса имени П.И.Чайковского

News image

По результатам конкурса будут вручены 5 премий пианистам, 5 премий скрипачам, 5 премий виолончелис...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

News image

Первый Международный конкурс музыкантов имени П.И. Чайковского состоялся 18 марта 1958 года, но «п...

Труба зовет

News image

В Лос-Анджелесе состоялась 52-я церемония вручения премии «Грэмми» (Grammy), одной из самых прести...

Кинопремии:

Все «Оскары» розданы

News image

В Лос-Анджелесе прошла ежегодная церемония вручения премии Американской академии киноискусства.

История премии «Оскар»

News image

К концу 1920-х кинематограф в США стал значительным и, главное, стабильно растущим бизнесом. В год...

Лит-премии:

Гонкуровская премия

News image

Главная литературная премия Франции - Гонкуровская (Prix Goncourt), учрежденная в 1896 году и прис...

Американский солдат получил Блукеровскую премию за онлайн-дневник об иракской войне

News image

За свое произведение под названием Моя война: убивая время в Ираке (My War: Killing Time in Iraq...

Авторизация



Известные премии и их лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image

Нобелевские лауреаты:

News image News image News image News image News image
News image News image News image News image News image